Первой силовой операцией НАТО в воздушном пространстве Боснии и Герцеговины стала операция «Deny flight»(Запрет полетов) . Этой операции предшествовала несиловая операция «Sky monitor»(Воздушный наблюдатель), которая сводилась к наблюдению и неприменению силы, фиксированию нарушений резолюции 781 Совета Безопасности ООН, которая постановила запретить все военные полёты в воздушном пространстве Боснии и Герцеговины. По итогам операции Sky monitor было выявлено более 500 нарушений запрета на военные полёты . Это а так же то что 13 марта сербская авиация разбомбила мусульманские деревни Осатича и Гладовичи , подтолкнуло к принятию резолюции 816, которая постановила обеспечить соблюдение запрета на полеты и обеспечить соблюдение режима безопасных районов, а также запрещает полеты как самолетов, так и вертолетов. 12 апреля операция Deny Flight официально началась и НАТО приступило к силовой реализации пунктов резолюций 816 и 781. К операции были привлечены : Вторая постоянная военно-морская группа НАТО, база ВВС США Рамштайн в Германии, База ВВС США Авиано в Италии, авиабаза Истр во Франции и другие силы, основные вылеты совершались с авиабазы Авиано. Планировать силовую воздушную операцию начало командование ВВС США в Европе , распологавшееся на авиабазе Рамштайн в декабре 1992 года по образцу операции «Буря в пустыне». Ответственными за планирование были полковник Боб Лашбоу, генерал-майор Джеймс Чемберс, генерал-лейтенант Джозеф Эши.Отдать приказ на сбитие могли только генерал Чемберс, занимающий должность командующего центром управления полетами ВВС США и вышестоящие лица.Однако в исполнении положения о запретах полетов вертолетов над Боснией сразу появились большие проблемы. Следуя правилам применения оружия операции Deny Flight пилоты НАТО установив визуальный контакт с нарушителем принуждали его к посадке, а для сбития требовалось визуально наблюдать как самолет/вертолет откроет огонь либо совершит какой-либо враждебный акт. Если самолету придется возвращаться на аэродром, то вертолет может сесть в ближайшем подходящем для этого месте и продолжить полёт когда истребитель улетит. Также были замечены вертолеты хорватов перекрашенные в белый цвет чтобы мимикрировать под ООН и встречались вертолеты сербов с красными крестами, на одном из которых летал даже сам Ратко Младич. В итоге НАТО не смогло помешать полётам вертолетов и они продолжались до конца войны. Более того, их число возрастало в ходе войны и с момента начала мониторинга (операции Sky monitor) достигло 5 711
Теперь перейдем уже к интересному-ВВС Республики Сербской
ВВС Республики Сербской совсем ничего не могли противопоставить авиации НАТО . Истребительной авиации боснийские сербы не имели совсем. В распоряжении сербов был лишь один тип самолета способных нести управляемое вооружение воздух-воздух – учебно-боевой Г-4 «Супер Галеб» , однако и то у ВВС РС был только один такой самолет.
Самым многочисленным типом боевой авиации ВРС являлся истребитель-бомбардировщик J-22 «Орао»(Орел) . Впрочем несмотря на свой класс он вряд-ли мог удачно использоваться против сколько-нибудь адекватных истребителей так как эти самолеты не имели ни какого-либо управляемого ракетного противовоздушного вооружения для дальнего боя, ни достаточными лётными характеристиками для ближнего боя. Из вооружения для стрельбы по воздушным целям он имел только пушку ГШ-23.
Третим типом боевых самолётов являлся лёгкий дозвуковой штурмовик J-21, который вообще был на уровне 1950-х годов , вопрос о пригодности которого к воздушному бою с какими-либо истребителями даже не стоит. Также имелось некоторое количество легких учебно-боевых штурмовиков Г-2 «Галеб». Этот тип самолётов был очень похож на J-21 и обладал сопоставимыми с ним летно-техническими характеристиками, он так же явно не мог соперничать с истребителями НАТО. Остальные самолёты являлись поршневыми, их в расчёт можно не брать вовсе.
В следующей части речь пойдет о ПВО Республики Сербской