Была у меня подруга в институте. Назовем ее Белла.Дело было в конце 80-х. Институт был достойный, но выпускал в основном специалистов мужских профессий: металлургов, механиков и технологов литейного производства. Наш интерес был обусловлен тем,что мы учились на бюджетном отделении. А еще, никто из нас не мог противостоять амбициям родителей, которые просто грезили тем, чтобы у их чадушек было высшее образование. Учились, как могли, как-то сдавали зачеты, рефераты, курсовые, экзамены. Надо отдать должное студентам дневных отделений того времени. Копеечные стипендии. Отсутствие возможности нормально зарабатывать. Тем не менее, многие достигали своей цели, получали дипломы о высшем образовании.
Только мало кому эти дипломы пригодились. В 90-е началась перестройка, на предприятиях прошла волна сокращений. Многие просто не смогли устроиться. Я тоже не смогла. С тех пор много я рабочих мест сменила. С Беллой, после вступительных экзаменов, мы оказались в одной группе. Мы были молоды, легки на подъем. Как оказалось только это нас и связывало. Первый шок я испытала, когда в первый раз пришла к ней в гости. Желтое одноэтажное здание, два подъезда. Дверь в один подъезд была наглухо заколочена. Дверь другого подъезда открыла мне Белла. В входную дверь я пролезла боком, хотя была тогда худенькая. Попала сразу на кухню, очень маленькую. Потом оказалась в комнате. Одно окно, 2-х ярусная кровать, маленький, старый шифоньер. Квадратный стол стоял у окна. На столе сидела кошка Муся, второй кот спал на верхней кровати. Немного оправившись от первого шока, я получила порцию нового. Около стола на стене висел зеленый ковер, приколочен он был тремя огромными гвоздями.Гвозди вошли в стену лишь на половину. Один крайний гвоздь вылез из стены. Угол у ковра повис. Как оказалось, ковер тот прикрывал дыру в стене.
Белла пояснила мне. Соседи уехали. Мама Беллы пыталась через ЖЭК добиться расширения жилой площади. Ей отказали, потому что дом шел под расселение. А пока решили сделать вот так, занавесить. Белла принесла молоток, прибила угол ковра к стене. Мой взгляд упал на стол. Кошка Муся своими прелестными, мохнатым лапками рылась в банке с сахарным песком. Белла видела все это, но значения этому не придала. Кроме того, она налила нам чай. Я думаю, вы догадываетесь, что дальше произошло. Да Белла насыпала в чай песка из той же банки и предложила насыпать мне. Сейчас, оглядываясь назад, я начинаю понимать свою покойную маму. Она была категорически против нашей дружбы с Беллой. По большому счету, отношения с Беллой ничего хорошего мне не принесли. Но в этом нет вины Беллы. Отношения в нашей семье были не просто натянутые, их вообще не было. Отец никогда не жил в нашей семье, только присутствовал. Он поступал подло по отношению ко мне, внушал матери что это я во всем виновата. У него это получалось. Мама ненавидела меня. К сожалению, я поздно это поняла.
Мне бы сбежать в то время на завод работать, в общежитие жить. У меня не было в то время никакой информации, не было сил сопротивляться давлению матери. Я была энергетически истощена вечными скандалами и упреками в свой адрес. Помню один раз я все-таки сбежала в общежитие, не на долго. Тогда я в первые начала что-то понимать. Проблемы есть у всех, а не только у меня. Бедолаг на свете много и никто не собирается никого жалеть. И если ты сама себе не нужна , ты не нужна никому.
У Беллы было преимущество передо мной. Мать ее безумно любила. Белла закончила музыкальную школу, она прекрасно пела под гитару. Много читала, много знала. Но самое главное она умела себя подавать. Когда я увидела маму Беллы то поняла, что мать на нее надышаться не может. Дочь для нее дороже жизни. К тому же в ней присутствовала врожденная интеллигентность, свойственная жителям гор.
Белла, конечно, была хорошей маминой дочкой. Чем, кстати, она иногда и манипулировала. Я думаю какие отношения складывались у нас с молодыми людьми, объяснять не нужно. Всегда вежливая при разговоре с глазу на глаз, на публике Белла становилась просто стервой. Закатывать скандал и хамить в ответ я не могла. Я понимала, что будет еще хуже. Тогда я поняла, что какие отношения в семье, такие меня ждут и в обществе . Пол века я прожила среди людей, которые мне напоминали либо маму, либо папу. Белла напоминала мою маму, только была более мягкой и тактичной ,естественно когда ей что-нибудь было нужно.
На третье курсе, мы с Беллой попали на практику на завод. У нас оставался не сданный один зачет. Преподаватель уверил нас в том, что все будет нормально. Придем осенью и все сдадим . В итоге Беллу осенью отчислили. Мне помогла остаться мама, которая работала медсестрой. Она мне сделала медицинскую справку и у мне дали возможность сдать зачет. Я сдала, но уже другому преподавателю.