Найти тему
В поисках красоты

🌺Таинственный Эрте: магия Ар-Деко в Санкт-Петербурге.

Очарование Северной столицы кроется в деталях: иногда этот город преподносит сюрпризы и открытия совершенно неожиданного характера. Например: солнечный, жаркий летний день, бесконечная толпа, задыхающийся Невский и тут вдруг в поле зрения попадает скромная афиша с изображением тонкой, изящной фигурки с легко узнаваемой пластикой роскошного Ар-Деко, а над ней всего четыре буквы: ЭРТЕ. Но сколько очарования, сколько красоты и волшебства скрыто за ними. Почему? Давайте узнаем.

Ар-Деко, с точки зрения многих искусствоведов, стал последним большим стилем, синонимом прекрасного и изящного мира роскоши. О том, как и почему он появился, каковы были главные его черты и чем в итоге он закончился, я подробно писала в другой статье, а потому здесь лишь напомню главное.

Хронологически этот стиль охватывал период между двумя мировыми войнами, зародился во Франции, но довольно быстро покорил весь мир, наполнив его резкими контрастами, роскошными деталями, экзотическими орнаментами, блеском стекла и металла под нескончаемую симфонию джаза и рокота машинных двигателей. Минуя правда нашу советскую действительность.

Нет в СССР этот стиль, конечно, тоже нашел свое выражение и имел определенную специфику, но до блеска европейского и американского мира «Великого Гэтсби» ему было ой как далеко. Поэтому сейчас, в условиях пандемии, возможность увидеть что-то из того прекрасного «западного Ар-Деко», даже маленький кусочек, кажется недостижимой мечтой, почти на грани безумной фантазии (спасти может ну разве что музей Ар-Деко в Москве), а тут вдруг вот так и просто: случайная выставка в одной из антикварных галерей. Но самое главное – даже не это, а те самые четыре позолоченные буковки на афише: ЭРТЕ.

"Весеннее платье Венеры", Эрте 1983 г., из экспонатов выставки, сериография, тиснение фольгой
"Весеннее платье Венеры", Эрте 1983 г., из экспонатов выставки, сериография, тиснение фольгой

Дело в том, что Эрте – это псевдоним одного из самых известных, самых успешных и почитаемых художников эпохи Ар-Деко, который не просто был сторонником этого стиля в эпоху его блистательного расцвета, но и оставался верен ему всю свою жизнь, продолжая создавать прекрасные символы давно ушедшей эпохи даже в конце XX века. А что еще важнее, так это то, что он был нашим соотечественником.

Роман Петрович Тыртов, Эрте (1892-1990)
Роман Петрович Тыртов, Эрте (1892-1990)

История этого гениального художника начиналась довольно просто: Роман Петрович Тыртов – представитель старинного аристократического рода, родился в Санкт-Петербурге, в 1892 году, в семье начальника Морского инженерного училища, потомственного военного, генерал-лейтенанта императорского флота – Петра Ивановича Тыртова.

Как далеко такое начало от мира красоты и декоративного искусства: единственный сын безусловно должен был стать блестящим офицером, как и его отец – разве могла быть у русского дворянина другая карьера, другая жизнь. Но эта самая жизнь порой преподносит странные сюрпризы, так и здесь: совершенно непонятно по какому капризу судьбы или генетики Роман Тыртов оказался начисто лишен честолюбивых устремлений своего отца, зато проявил талант к рисованию и любовь к танцу, в особенности к классическому балету.

"Мэри Гардэн", Эрте, 1987г., из экспонатов выставки сериография, тиснение фольгой
"Мэри Гардэн", Эрте, 1987г., из экспонатов выставки сериография, тиснение фольгой

Уже в шесть лет он нарисовал эскиз платья для своей матери, которая фактически стала его первой моделью. Она отнесла этот эскиз своей портнихи и вскоре весьма успешно блистала в светском обществе в невероятно изящном и элегантном туалете. Возможно, этот случай так бы и остался одним из семейных воспоминаний: ведь увлечение живописью и танцами считалось вполне естественным на начальном этапе образования юного аристократа, - но вскоре судьба снова внесла свои коррективы.

"Ноктюрн", Эрте, 1981г., из экспонатов выставки, сериография, тиснение фольгой
"Ноктюрн", Эрте, 1981г., из экспонатов выставки, сериография, тиснение фольгой

В 1900 году юный Тыртов вместе с матерью попадает в Париж… А Париж безусловно способен изменить даже взрослого человека (мне довелось убедиться в этом на собственном примере: если бы не этот город, то этого канала не было бы точно) что и говорить о ребенке, который к тому же сразу попал на самую выдающуюся для истории декоративного искусства международную выставку – 1900 года.

Скульптура "Танагра", 1988г., Эрте, из экспонатов выставки, бронза, патинирование, роспись эмалевыми красками, золочение
Скульптура "Танагра", 1988г., Эрте, из экспонатов выставки, бронза, патинирование, роспись эмалевыми красками, золочение

Именно на ней миру было явлено рождение нового блистательного стиля – модерна…. Здесь юному художнику повезло увидеть все и сразу: прекрасные шедевры декоративного искусства со всех концов мира… Но сам город также произвел на мальчика неизгладимое впечатление – он решил вернуться сюда во чтобы то ни стало. А потому, когда в 1912 году отец предложил ему на день рождения выбрать любой подарок, он естественно, без колебаний выбрал заграничный паспорт и вскоре уехал в Париж.

Здесь ему пришлось выбирать между живописью и танцами, и Тыртов в конечном итоге выберет первое, хотя знание пластики движений, магии музыки и ритма, безусловно, будет всегда находить место в его работах.

Скульптура "Летний бриз", 1987г., Эрте, из экспонатов выставки, бронза, патинирование, роспись эмалевыми красками
Скульптура "Летний бриз", 1987г., Эрте, из экспонатов выставки, бронза, патинирование, роспись эмалевыми красками

Поначалу эти самые работы ограничивались лишь набросками и эскизами нарядов для парижских кутюрье и были не очень успешны: его идеи многим из них казались слишком смелыми, вычурными и вызывали критику. Но вскоре он нашел себе подходящего наставника – выдающегося модельера той поры Поля Пуарэ, который в некотором роде вполне мог считаться революционером в мире моды и дизайна.

Сотрудничество с Пуарэ открыло для Тыртова новые возможности и горизонты, новые формы красоты и эстетики: утонченной, элегантной, вызывающе свободной, лаконичной и в тоже время – невероятно роскошной. В этот же период времени он заменяет свою аристократичную фамилию на более понятный для французов псевдоним – Эрте. В тот момент ни он, ни кто бы то ни было не мог помыслить о том, как много будут значить впоследствии эти четыре буквы для мира декоративного искусства, моды, дизайна, для мира и истории Ар-Деко.

Скульптура "Мадам Баттерфляй", 1989г., Эрте, из экспонатов выставки, бронза, патинирование, роспись эмалевыми красками, золочение
Скульптура "Мадам Баттерфляй", 1989г., Эрте, из экспонатов выставки, бронза, патинирование, роспись эмалевыми красками, золочение

Карьера Эрте была стремительной и блистательной: он покорил мир моды первым начав использовать ассиметричный вырез декольте, а для мужских костюмов смело применял шелк и бархат, он создавал сложные костюмы и декорации для театров и мюзик-холлов, рисовал огромное количество эскизов, в каждом из которых всегда был шик, роскошь, утонченность и изящество, и, безусловно, определенная доля эротизма – такое сочетание просто завораживало публику.

Благодаря сотрудничеству с Harper’s Bazar (с 1915 года Эрте будет создавать обложки и иллюстрации для журнала на протяжении почти 20 лет) о нем узнали и в США, куда в 1925 году его пригласили на работу в качестве художника по костюмам. В результате во многом именно благодаря его смелым и вызывающим образам в последствии сформировался знаменитый голливудский шик. В США же прошла и первая самостоятельная выставка Эрте.

В тот период он стал самым успешным, самым узнаваемым художником и дизайнером эпохи: наряды от него хотели получить самые богатые и влиятельные светские львицы и аристократки, он создавал дизайн помещений для самых богатых людей то поры, а еще – постоянно творил, рисовал и искал новые способы и средства для творчества, новые формы красоты.

А потом, после второй мировой войны, внезапно все закончилось: потрясение от военной трагедии было настолько страшным, что о возврате к кричащей роскоши безумного века джаза не было даже и речи. Об Ар-Деко забыли, он казался вызывающим, слишком роскошным и непрактичным, строгие 50-е диктовали свои правила.

Многие художники «переквалифицировались» в более востребованные жанры и стили, а кто-то и вовсе ушел из мира искусства, но только не Эрте. Он продолжал сохранять верность эстетике Ар-Деко, продолжал творить, хотя, безусловно, также оказался на задворках творческого мира.

И вот, в конце 1960-х происходит невероятное: сначала отмечают столетие журнала Harper’s Bazar, а потом, в 1966 году в Парижском музее декоративного искусства (MAD) проходит выставка «25-й год», которая заново открывает миру прекрасный Ар-Деко. Об Эрте снова вспоминают, он оказывается не просто единственным из художников той поры, кто все еще жив, но и тем, кто все еще продолжает творить…

К этому моменту в его творчестве появляются два новых направления:

  • - шелкография или сериография;
  • - скульптура.

Именно созданные в рамках этих направлений шедевры Эрте и экспонируются сейчас на выставке «Эрте: блистательный мир Ар-Деко» в антикварной галерее «Петербург». Все они являются поздними творениями знаменитого художника, созданными в 1970-1990гг., в этом и состоит одна из главных их особенностей. Ведь эти годы были бесконечно далеки от утонченной эстетики Ар-Деко, а потому странно видеть хорошо знакомые формы и сюжеты, образы и силуэты, присущие этому стилю, но созданные с «опозданием» более чем на 50 лет.

Во многом это объясняется тем, что работы, создаваемые Эрте в этот период, часто были репликами, созданных им в 1920-1930е гг. эскизов и сюжетов. Так, техника сериографии позволила ему сделать свои рисунки более яркими и объемными.

При сериографии или шелкографии краски можно было наносить практически на любой материал при помощи метода трафоретной печати, когда краску наносили через мелкоячеистую сетку (ранее – шелковую, позже – полиэстеровую). Техника была достаточно трудоемкой, но позволяла создать бесчисленное количество изображений одного и того же произведения благодаря трафарету. Но главным было то, что шелкография позволяла использовать краски любой консистенции, матовые, глянцевые, металлические, а еще – достигать невероятного количества цветов и оттенков.

Естественно, что подобные качества пришлись по душе столь талантливому художнику, как Эрте, в них он видел возможность воплотить в жизнь свою идею синтеза искусств: музыки, живописи, графики, скульптуры… Благодаря бесконечным поискам новых средств выражения, его рисунки в технике сериографии превращались в нечто уникальное: в них появлялись элементы из металла – тиснение фольгой, объемные детали – за счет использования лаков и разных видов красок. Он пытался воссоздать фактуру и особенности тканей, меха…его произведения становились живыми, почти реальными…

На выставке можно увидеть некоторые из этих шедевров, наделенных какой-то особой, фантастической, непонятной красотой… В чем, например, кроется волнующее очарование диптиха «Утро, день, вечер, ночь»? В ярких ли красках и стройных силуэтах изящных красавиц? А может быть – в металлическом, золотом блеске и в тончайших линиях и деталях? Или вся сказка заключается в том, что Эрте пытается изобразить в сущности абстрактные понятия и чувства в виде реальной формы – живого образа?

Есть, конечно, и сюжеты попроще, но не менее привлекательные: почему-то полюбившаяся мне «Симфония в черном» - «всего лишь» сцена из шоу «Черный бархат» 1938 года. Но как она изысканна, какая тонкость работы, плавность линий, изящество…

"Симфония в черном", серия "Театральная сюита" Эрте, 1983г., из экспонатов выставки, сериография.
"Симфония в черном", серия "Театральная сюита" Эрте, 1983г., из экспонатов выставки, сериография.

Еще больше чувств и эмоций вызывают скульптуры – точеные женские силуэты, по мысли Эрте, также воплощающие в себе какое-то чувство, эмоцию или давно забытый сюжет из некогда блистательной театральной постановки.

Скульптура, которой художник увлекся в 1960-е годы по большей части служила для него еще одним средством – попыткой вдохнуть жизнь в свои эскизы и рисунки, дать форму своим мыслям, фантазиям и идеям. Не случайно он и здесь продолжал экспериментировать с фактурой, цветом и материалом.

Скульптура "Шлафрок", Эрте, 1984г., бронза, патинирование, роспись эмалевыми красками, золочение
Скульптура "Шлафрок", Эрте, 1984г., бронза, патинирование, роспись эмалевыми красками, золочение

При взгляде на эти хрупкие бронзовые статуэтки легко погрузиться в волшебную сказку роскоши Ар-Деко. Однако в них сеть что-то, что отличает их от большинства декоративных элементов этого стиля. Поначалу сложно понять, что именно, но потом осознаешь: это магия цвета. Эрте не ограничивался сдержанными цветами бронзы, золота и слоновой кости, которые по большей части были характерны для все мелкой пластики Ар-Деко, - он любил цвет…

А потому, его маленькие скульптуры всегда выглядят чуть более живыми и чуть более интересными. Так, мне особенно приглянулись статуэтки, выражающие совершенно разные сюжеты: «Любовь» - тонкий силуэт которой застыл в каком-то волнительном движении, устремленном ввысь, и роскошная, яркая «Копакабана» - волнительный символ какой-то красочной, фееричной жизни – вечного праздника…Хотя, выделить какую-то одну очень сложно - каждая из них прекрасна по-своему, в каждой есть идея, символ...

Всего на выставке представлено 60 произведений Эрте – лишь маленький кусочек его огромного наследия. Но тем ценнее возможность увидеть его собственными глазами, прикоснуться к нему и почувствовать его неповторимую магию. Сложно сказать, в чем именно заключается ее сила, но сам факт ее существования становится очевидными для любого, кто попадает в мягкую атмосферу маленькой выставки – хрупкий мир роскошного Ар-Деко, населенный изящными фантазиями и сказками одного из самых выдающихся творческих гениев…

P.S.: выставка работает до 24.07.2021, по адресу: Невский пр-т, д.54, антикварная галерея «Петербург», цена билета – 300 руб.

🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺

Другие статьи канала, посвященные Ар-Деко: