Привет мои традиционно-неизвестные друзья. Ваш Читающий Кот, долго гнездился с этими книгами в единоличном молчании и восхищении. А знаете, в чем моя проблема? Да и не только моя, как я полагаю, но и всех людей, которые относятся к словам слишком серьезно, и пытаются их посредством объяснить всю неохватную и прекрасную значимость чего-либо действительно величественного? А она заключается в том, что я с легкостью пою соловьем о книгах, которые мне понравились, или крайне понравились, но становлюсь нем и пугливо откладываю «на потом» книги, которые, не смотря на мою неудержимую словоохотливость, затыкают мне рот и оставляют в нижайшем поклоне глухого упоения. И если вы не в первый раз читаете что-то мною отстроченное, тогда манера выкидывать эти коленца вам уже знакома. По моему глупому обыкновению, лимит этого молчаливого обета длится около полутора или двух лет, а затем, я как нерадивый внучок, на которого взвалили такую великую и трудноосуществимую миссию болтать о всяческих, как это уже было сказано, истинно монументальных произведениях, поджав хвост перестаю филонить и стеснительно валандаться где-то в соседних комнатах, валю на плечи эти шикарные литературные чудеса, и потряхивая свой запас праздничных, нарядных похвал, берусь вам наконец-то рассказать о них.
Знаете, я до сих пор не могу понять, плохо это или хорошо, что я не в состоянии был писать о ней сразу. Вот ведь как бывает в жизни, и вам наверняка это знакомо, с кем-то вы говорите прямо и просто, изливая потоки своих бурных идей и мыслей, как прущий на полном ходу локомотив, а с кем-то, вы дай бог если имя свое назовете без ошибок и заиканий. А дело просто в том, что в этом «ком-то» есть такая неуловимая объяснению и формулированию , отрешенная, но сокрушительная мощная мыслительная сила, перед которой ты слабеешь и теряешься. Перед которой, ты чувствуешь, что лучше молчать, чем говорить, потому как сказанное, не выйдет так хорошо и верно, как беззвучное. Так что зачастую мое почтение орошается гробовой тишиной и придурковатым лицом. Но в этом я все же нахожу и положительную сторону, возможно, потому что описание этих книг будет менее напыщенным и аляповатым. Возможно. Но это не точно. Как говорится, нравственность часто стоит рядом с отупением, и очень тонкое понимание произведения вызывает обалдевшее безмыслие.
Может я и затеял недостойное дело, но извините, у меня это внутри давно сопело. Больше не стану откладывать этот поздний жар страстей, снова до каких-нибудь следующих декабрей. Я по обыкновению позвал к себе рифму, которая помогает моему литературному патриотизму. Итак, представляю вам мой книжный перечитоз, повлекший за собой, как мы выяснили, длительный коматоз.
В 1932 году, Джон Голсуорси получил Нобелевскую премию по литературе «за высокое искусство повествования, вершиной которого является Сага о Форсайтах». Это ребята, выписка из википедии, а не утки всяких инсайдов.
Это полувековая история нескольких поколений, которая открывает перед тобой поле для увлекательных изучений. Это старая добрая Англия на стыке эпох, которая застанет тебя поздним вечером врасплох. Возможно, объемы этого произведения покажутся вам отталкивающими, но у меня все эти шесть томов были пирожками отскакивающими. И если вам кажется, что формат семейной саги это накручено и скучно, то уверяю вас, эта мысль в корне неблагополучна. Действие романа происходит на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, и показывает нам огромное количество сюжетных игроков. На протяжении этих пятидесяти лет происходили войны, стачки рабочих, смена политического строя, к слову, частенько приходилось читать стоя, во избежание геммороя. И да, несмотря на мою склонность к разнузданным выражениям, в этих книгах только культурного слога красноречивые движения. В ней кипят обжигающие грани любви и ненависти, в одеянии многих неизменностей и их ценности. В ней утомленная страсть и искусство гордости, которая то отдает власть, то лишает твердости. Это неспешное повествование о палитре человеческих чувств и судеб, голос которых, то холоден, то безрассуден. Я влюблен в эти тонко проработанные психологические портреты, которые истинно живут в своем времени, а не просто к нему актерски переодеты. Это такие запоминающиеся и внушительные литературные герои, которые никогда не забудутся, как что-то переходящее и временное. Я, серьезно, восхищен этими цельными характерами, про каждого из них можно было бы писать десятки страниц дактилями. Я не стану приводить конкретные примеры к счастью, или, к сожалению, потому как каждый из них вызывает во мне неудержимое желание к сообщению. Это настолько сильно, глубинно и живо, что я не способен отмахнуться от них лениво. Я не мог разом обнять все это литературное великолепие, оно вызывало во мне одухотворенное раболепие. Не буду удивлен, если многие начнут сетовать на описательные в книге полуотвлеченности, ну не знаю, ребят, лично мне они добавляют в нее влюбленности. Читать эти произведения было просто самодавлеющим ярким блаженством, на мой взгляд, они являются венцом писательского совершенства. Я лишь чувствую, увы, свое скудоумие в попытках выразить этот восторг , как будто совершаю какой-то невразумительный второсортный подлог. В ней великолепный слог и искусно переданная атмосфера Старой и Новой Англии, с которой Голсуорси устроит вам волнующее свидание. В ней исключительно точное описание смены викторианской эпохи уступающей место прогрессу, она подобна лучшему английскому деликатесу. В ней цилиндры, замшевые перчатки и кринолин, на смену которым приходят стриженые затылки, женские брюки и автомобиль. Многие сравнивают эти произведения с войной и миром, я конечно понимаю почему, но нет, извините ребята, мимо. Да они монументальны, всеобъемлющи и прекрасны, но более детальные сравнения совершенно напрасны. Это все равно, что сравнивать звучание пианино и скрипки, великолепно и то, и другое, но приравнивать их явная ошибка. Можно только позавидовать тому, кто возьмет этот роман и откроет первую страницу, ведь это одна из самых роскошных роз для вашей петлицы. Вас ждет незабываемое удовольствие от прикосновения к настоящему искусству, а окрестности остальных книг покажутся вам захолустьем.
Я очень хотел бы, напоследок, вам дать один совет… Прошу вас, прочтите эти книги залпом, не разбавляя их попеременно какими-то другими… Бывает литература, которая не обязывает вас знакомиться страстно, она вроде как рада видеть вас время от времени, и в ней есть некоторый шарм и его вполне достаточно. Но подобное, феерическое произведение, знаете, его просто необходимо поглотить. И тогда, не стесненное никакими отсрочками и охлаждением, оно просто станет вашей мукой, неудержимым волнением, и любовью на всю жизнь.
Для меня, во всяком случае, стала.
С нежной привязанностью, Ваш Читающий Кот.