Найти в Дзене
Кино и домино

Почему профессор Преображенский не любил пролетариат? Были ли касты в СССР?

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Один комментатор сильно критиковал Советский Союз под моей статьей об интернационализме в СССР. А когда я привел аргумент, что мой собственный опыт показывает, что это так и было - нации жили дружно, он обвинил меня в том, что я был мажором, ведь мой отец какое-то время работал за границей. А раз я мажор, то объективно судить о советских реалиях не могу априори.

Поэтому на примере знаменитого диалога профессора Преображенского с членами домкома из замечательного фильма Владимира Бортко "Собачье сердце", давайте рассмотрим этот вопрос: было ли противостояние, внешнее или внутреннее, между различными стратами советского общества? Фильм был снят по одноименному произведению М.В, Булгакова, и появится на экранах в переломном для судьбы моего отечества 1988 году.

Заведующая культурным сектором домкома, полу-женщина - полу-революционер, с интеллигентным бэкграундом, пытается вступить в дискуссию с именитым физиологом. Предлагает купить ему пропагандистские журналы, чтобы деньги пошли в помощь голодающим детям Германии. А когда профессор отказывается, грозит ему арестом, мотивируя это тем, что он не любит пролетариат. С чем Филип Филиппович почему-то соглашается.

Итак, сразу после революции 1917 года общество четко поделилось на две категории - бывшие эксплуататоры и бывшие эксплуатируемые.

К первой группе относились представители почти всех профессий, требующих образования: ученые, чиновники, силовики, священники, а кроме этого, конечно, еле еле народившиеся в царской России буржуа.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Надо отметить, что даже все вкупе эти люди составляли небольшой процент от общей массы российского общества. Большинство по прежнему, как и многие века назад, составляли крестьяне.

Пост-революционная интеллигенция, которой и до революции то было не более двух процентов (дворяне + небольшая недворянская образованная публика) "ненавидела" по Булгакову пролетариат, который тоже был далеко не гегемонов, если брать количество - около 10 -15 процентов (остальные 85 процентов - крестьяне). Но это были два диаметрально противоположных полюса.

Интеллигент, что в царской Росси, что в СССР - это походы в театр, высокого стиля речь, образование, конечно; широкий кругозор, до какой-то степени космополитизм, так как они могли путешествовать за границу, читать на иностранных языках. Они пользовались уважением среди правящего чиновничьего класса - вспомните тот же разговор Преображенского по телефону с неким гражданином, сильно напоминающим Сталина. И не только уважением, чиновники покровительствовали интеллигенции и тесно с ней взаимодействовали, опирались на нее. Ведь сам чиновник другого склада, он может насаждать идеологию, а создать или модифицировать её - задача именно интеллигента.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Что же пролетарий? В СССР они были тоже достаточно образованы, если ровнять с современным уровнем. Но тем не менее, главным местом обитания пролетария были - гараж или пивнушка, если он был не на работе. Хотя, работали тогда почти все время. В театр? В промышленных городах не областного значения и театров то толком не было, а вот заводы были. Если и привозили туда "представления", то как правило, цирк или эстраду. Вот они пользовались популярностью у пролетариата. Речь рабочего сильно отличалась от речи интеллигента, была проста и насыщенна ненормативной лексикой или просто лексикой низкого стиля, за который банит дзен, например.

Языков рабочий не знал, конечно. Он не заканчивал институт - это было очень сложно в СССР. Зато каждый пролетарий успевал пройти школу жизни в фазанке (шараге и др. варианты) - профессиональном училище. После ПТУ обязательно армия. Это были люди приспособленные, закаленные, приближенные к реалиям жизни максимально. Но далекие от духовных сфер - культуры, образования. мировая политика, религия и т.п.

Одним словом, различия были налицо. И они не могли не сказываться. Были противоречия этими различиями вызванные, и они приводили к конфликтам как на бытовом, так и на идеологическом уровне. По большому счету, даже после революции эти две касты, в силу своей полной противоположности, остались врагами. Поэтому профессор Преображенский не стал врать - он ненавидел пролетариат.

А вот мажоры - это другое, это не дети из интеллигентных семей, это явление времен заката СССР, которое во многом способствовало его развалу. О нём в других статьях. Очень интересное явление, заслуживающее внимания.

По сути в СССР было всего лишь две касты - рабочие и интеллигенция. Крестьянство как класс перестало существовать. Точнее, его уничтожили. Крестьяне превратились в тех же наемных рабочих.

Здесь я поделился мнением о том, почему фильм "Иван Васильевич меняет профессию" открыл дорогу перестройке.