Разработкой и производством вертолетной техники в компании Boeing занимаются специалисты подразделения Defense, Space & Security.
Впрочем, уже давно новых разработок в области пилотируемой вертолетной техники там не ведется, а просто осуществляется серийный выпуск винтокрылых машин двух «продуктовых» линеек – ударных вертолетов семейства AH-64 Apache и транспортных вертолетов семейства CH-47 Chinook.
Данные машины также регулярно модернизируются и дорабатываются под требования заказчиков из той или иной страны мира, которая их приобретает.
По итогам 2020 года американцы поставили заказчикам в общей сложности 19 новых и 52 модернизированных или модифицированных (remanufactured) вертолета семейства AН-64 Apache, что оказалось существенно хуже, чем годом ранее, когда заказчики получили соответственно 37 и 74 «Апача».
Правда, в 2018 г. ситуация была еще хуже – тогда было поставлено всего 23 модернизированных ударных вертолета этого семейства и ни одной новой машины.
В течение 2020 г. в этой программе произошел ряд важных событий.
В частности, в июле минувшего года были полностью завершены поставки «Апачей» индийским ВВС в рамках контракта на 22 вертолета AН-64E Apache, подписанного в сентябре 2015 г.
Заметим, что в рамках офсетной программы по этой сделке американцы передали совместному предприятию Tata Boeing Aerospace Limited (TBAL) в Хайдарабаде работы по выпуску ряда комплектующих для «Апачей», поставляемых СВ США и зарубежным заказчикам.
Особо следует отметить и факт поставки в минувшем году уже 2500-го по счету вертолета семейства AH-64 Apache: получателем машины модификации АН-64Е стала армейская авиация СВ США.
Первый серийный «Апач», модели АН-64А, покинул сборочный цех 30 сентября 1983 г. и был поставлен СВ США в январе 1984 г.
С тех пор было выпущено 937 новых и переоборудованных или модернизированных вертолетов модели АН-64А (годы выпуска – 1983-1997 гг.), более 1 тыс. машин модели AH-64D (1997-2013 гг.) и более 500 вертолетов модели АН-64Е (выпуск с 2011 г., в апреле компания поставила 500-й по счету вертолет).
Можно здесь также добавить, что в июне минувшего года компания LONGBOW Limited Liability Company (LBL) – совместное предприятие Northrop Grumman Corporation и Lockheed Martin – поставила уже 500-й по счету комплект РЛС управления огнем APG-78 LONGBOW, которая является одним из ключевых элементов боевого авиационного комплекса AH-64 Apache.
Получателем юбилейного «Длинного лука» стали ВВС Катара.
Причем, несмотря на такой внушительный исторический бэкграунд и наличие возможных конкурентов в лице создаваемых сегодня боевых скоростных вертолетов будущего, в обозримой перспективе серьезных угроз для программы АН-64 даже и не видно.
Всем по-прежнему нужны проверенные временем и боем винтокрылые машины, способные решать широкий круг задач в условиях современного высокодинамичного боя. Именно таковым и является «Апач», спрос на который в мире достаточно высок.
В частности, в минувшем году Марокко стало уже 17-й по счету страной, присоединившейся к почетному клубу обладателей этих стальных стрекоз.
Согласно контракту, обнародованному 25 июня 2020 г., эта страна приобрела 24 новых вертолета АН-64, поставки которых планируется начать в 2024 г.
Наконец, в декабре 2020 г. Boeing и СВ США подписали контракт стоимостью 83,3 млн долл., согласно которому в течение следующих 5 лет в боевых подразделениях СВ США, оснащенных вертолетами АН-64 Apache, будут постоянно находиться 15 представителей компании по вопросам полевого обслуживания войск, которые будут решать все задачи, возлагаемые на Boeing в рамках поставочных и сервисных контрактов.
Все эти специалисты – ветераны военной службы, причем 90% из них во время оной как раз имели дело с винтокрылыми «Апачами».
Пятилетний сервисный контракт на обслуживание «Апачей» моделей А и D был подписан в декабре 2020 г. и с Израилем.
Что же касается транспортных вертолетов семейства CH-47 Chinook, то за 2020 год американские вертолетостроители передали заказчикам в общей сложности 27 новых и 3 капитально отремонтированных (renewed) вертолета.
Это также оказалось хуже – пусть и не так существенно как с ударными машинами – показателей годом ранее: тогда заказчики получили 13 новых и 22 капитально отремонтированных «Чинука».
Но и здесь все гораздо лучше, чем в 2018 г., когда в войска разных стран мира отправились всего-лишь 13 новых и 17 капитально отремонтированных вертолетов этого семейства.
Среди поставленных в минувшем году машин – несколько знаковых.
Так, например, в марте были завершены поставки «Чинуков» индийским ВВС в рамках контракта на 15 вертолетов в варианте CH-47F(I), подписанного в сентябре 2015 г.
А в начале апреля компания Boeing объявила о поставке первого вертолета CH-47F Chinook с модернизированной пилотской кабиной в рамках контракта с Королевскими ВВС Нидерландов на 20 таких машин (ВВС уже эксплуатируют «чинуки» моделей F и D).
Кроме того, в сентябре 2020 г. компания Boeing передала Командованию специальных операций ВС США первый из 24 модернизированных вертолетов MH-47G Block II Chinook.
Поставки осуществляются предприятием компании в Филадельфии в рамках контракта, подписанного в июле 2020 г.
«Новый Chinook предоставит Силам специальных операций США значительно большие возможности по решению чрезвычайно сложных задач и позволит им выполнять эти задачи на будущем поле боя», – отметил в этой связи вице-президент Boeing и руководитель программы Н-47 Энди Билта.
Следует также напомнить, что в текущем году немецкие военные должны сделать окончательный выбор в пользу того или иного проекта тяжелого вертолета, которые были представлены на тендер в рамках программы Schwerer Transporthubschrauber (STH; в переводе с немецкого – «Тяжелый транспортный вертолет»), которая предусматривает поставку Минобороны ФРГ новых тяжелых транспортных вертолетов.
Ожидается, что будет приобретено 44-60 машин, а «Чинук» – один из участников этого тендера.
Впрочем, говоря о вертолетостроительном бизнесе Boeing, стоит вспомнить и о конвертопланах семейства V-22 Osprey, которые, по состоянию на март 2021 г., преодолели рубеж налета в 600 тыс. ч.
В серийном выпуске этих машин задействована компания Boeing, а второй участник консорциума – Bell Textron Inc.
В минувшем году таких машин было поставлено 17 штук, что оказалось даже лучше предыдущего отчетного периода, когда заказчикам было поставлено 15 конвертопланов этого семейства.
Причем были и знаковые поставки:
- во-первых, 10 июля 2020 г. первая машина была передана первому зарубежному заказчику – Сухопутным силам самообороны Японии,
- а, во-вторых, ранее – в феврале – свой первый конвертоплан в палубной модификации CMV-22В, получили американские моряки, планирующие заменить такими машинами свои устаревшие C-2A Greyhound, работающие на авианосцах.
Первая поставленная машина, а также вторая, переданная в мае, предназначались для испытаний и оценки, а вот строевой CMV-22В поступил в авиацию флота 22 июня 2020 г.
Первый полет новый представитель семейства Оsprey совершил 21 января 2020 г., его основное отличие от предшественников – внешние топливные баки с дополнительным запасом топлива, за счет чего максимальная дальность полета машины без дозаправки топливом в полете выросла с 860 до 1150 морских миль или с 1593 км до 2130 км.
Всего же на сегодня численность флота конвертопланов семейства V-22 Osprey, которые находятся в эксплуатации Корпуса морской пехоты, ВВС и ВМС США, а также стоят на вооружении Сухопутных сил самообороны Японии, перевалила за 400 машин (первый серийный конвертоплан был поставлен 24 мая 1999 г., а 400-я, юбилейная машина, CV-22, была передана заказчику – Командованию специальных операций ВВС США – 10 июня 2020 г.), а их общий налет превысил 600 тыс. ч.
В настоящее время поставки конвертопланов идут в рамках 3-го многолетнего контракта, рассчитанного на период до 2024 г. и стоящего около 5 млрд долл.
Полный обзор итогов работы основных зарубежных вертолетостроительных компаний можно найти в журнале "Взлет" №5-6 / 2021 г.