Найти тему

ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕ НАВЫКИ В ПИРАМИДЕ МАСТЕРСТВА ХОККЕИСТА

Третья составляющая мастерства хоккеиста в строящейся детской "пирамидке" - "игровые качества" или если более углублённо - технико-тактическое мастерство.

Нашей целью в данной работе является попытка разобраться, какой вид тренировочной практики оказывает на данную составляющую мастерства хоккеиста наибольшее влияние, и что имеет наилучший эффект для получения требуемого результата.

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Моё, сугубо личное мнение, что оба вида подготовки имеют крайне важное значение для становления этих важнейших качеств игрока. Но во избежание возможного конфликта терминов, о котором я писал выше, считаю разумным разделить понятие на два - "техническая подготовка" и "технико-тактическая подготовка".

Перманентный контроль со стороны наставника, сконцентрированность на действиях подопечного при индивидуальном тренировочном занятии, очень важный и полезный аспект подготовки. С самых первых шагов, делаемых ребёнком по льду, в условиях нестабильного состояния диктуемого спецификой хоккея как вида спорта, такой профиль практических занятий может и должен культивироваться повсеместно, где ставится цель и задача воспитать из ребёнка квалифицированного хоккеиста.

Скольжение, гладкий бег, силовое, маневренное, объёмное, взрывное движение, смена его направления  и прочие составляющие мастерства владения коньками - благодатная почва для специалистов индивидуальной подготовки игрока. В этот же ряд можно поставить занятия по технике владения клюшкой, постановки техники и силы броска, психологической и теоретической подготовке.

Одним словом, всё что связано с термином "техническая подготовка", может и должно быть отдано на откуп индивидуальной работе. Это непременно принесёт осмысленный положительный результат при грамотном техническом и технологическом построении процесса.

Но как только на горизонте появляется "тактика", уверение "подкатчиков" во всемогуществе, сразу же обретает черты шарлатанства.

Во второй части своего повествования я уповал на пример с броском по воротам. Приведу следующий пример. Отбор шайбы. Нам знакомы четыре, (сравнительно честных))) способа отбора шайбы у соперника. Отбор "подбивкой" клюшки соперника, отбор "наложением" клюшки, отбор оттеснением соперника от шайбы и перехват паса соперника. Каким же образом данный вид игрового качества спортсмена будет отрабатываться на индивидуальной тренировке? Какое разнообразие, в ментальном плане, получит игрок, если его визави по данному взаимодействию будет одиноко-постоянный тренер, или, в условиях тренировки в мини-группе, один или два партнёра? По-моему ответ очевиден.

Другим характерным примером может стать обводка соперника. Элемент так же мало эффективный к воспроизводству в условиях индивидуальных тренировок. Нет, конечно можно тренировать имитацию движения, ложный замах на удар или передачу, смену темпа и ритма движений, работу на противоходе, обыгрывая имитаторов игрока, наставника или одного двух партнёров по мини-группе. Но толк от такой тренировки, на мой взгляд, гораздо более сомнителен, чем от полноценной практики с привлечением всех партнёров по команде, и ещё, к примеру, в условиях имитирующих игровую деятельность.

В один ряд с данными примерами можно поставить и технику ведения силовой борьбы, работу в скоростном и силовом противоборстве с соперником, приём и передачу паса, комбинаторику и геометрию хоккея, групповое взаимодействие и так далее.

Таким образом, надо полагать, что грань подготовки юного хоккеиста именуемая "технико-тактическое мастерство", дающая ему необходимые игровые качества для прогресса и достижения заветной цели - стать мастером, это симбиоз двух видов подготовки, важных примерно в равной степени. "Технической" - с упором на индивидуальную работу, и "технико-тактической" с упором на коллективную, командную практику.