⇦ предыдущая часть
Николай Иванович Святополк-Мирский (1881-1898) до назначения войсковым наказным атаманом был начальником пехотной дивизии.
В должности войскового наказного атамана он явил образец могучей непреклонной воли личности, обнаружив при этом ясно и вполне определённо целую, ярко выраженную во всех своих действиях идею.
Можно, разумеется, оспаривать целесообразность идеи, воодушевлявшей князя Святополк-Мирского, можно оспаривать многие из путей её осуществления, но отрицать совсем идею у этого атамана, отрицать государственный ум у него и необычайную настойчивость в осуществлении намеченных мероприятий не посмеют даже недоброжелатели его.
Сущность идеи князя Святополк-Мирского заключалась в сохранении для русского правительства и русской армии в лице казаков образцовой кавалерии, (в сто тысяч человек), снаряжение которой не стоило бы ничего государственной казне. Этим собственно казаки всегда были дороги России.
Стоя на точке зрения интересов России и русского правительства, князь Святополк-Мирский поставил своей задачей развивать казаков исключительно как боевую силу.
Осуществление этой задачи чрезвычайно ярко и цельно сказывается во всех его мероприятиях.
Он начал с того, что затруднил доступ казакам к среднему и высшему образованию, так как отлично сознавал, что именно образование и есть та самая могучая сила, отвлекающая казака от его исторического призвания быть воином, - и только воином.
При князе Святополк-Мирском были закрыты гимназия в станице Усть-Медведицкой и прогимназии в станицах Нижне-Чирской и Каменской. В новочеркасской гимназии вместо 700 учеников штат был сокращён до 300. Кроме того, больше чем наполовину, были сокращены войсковые стипендии в различных высших учебных заведениях. Благодаря этим мероприятиям, доступ в высшие гражданские учебные заведения оказался возможным только для ограниченного меньшинства из очень состоятельных людей.
Вместо гражданских учебных заведений, князь учредил в каждой окружной станице по военно-ремесленному училищу и кадетский корпус в Новочеркасске.
Для того, чтобы дать опытных преподавателей девяти военно-ремесленным училищам, в Новочеркасске было учреждено ещё атаманское техническое училище.
Далее, в Новочеркасске на войсковые деньги было учреждено военное собрание.
В тех же целях, в целях поддержания и развития военного духа в населении области, князь основал в Новочеркасске Донской музей и решил осуществить старинную мечту казаков, поставить памятник Ермаку Тимофеевичу на одной из площадей областного города.
При князе Святополк-Мирском состоялся пересмотр положения об общественном управлении станиц, и с 3 июня 1891 года новое положение было введено. Власть станичного атамана была возвышена и усилена по отношению к станичному сбору, но с другой стороны станичные атаманы всецело были подчинены окружным управлениям. Весь строй гражданской жизни получил, таким образом, строго, чисто военное устройство.
Требования к казакам по отношению к исправности снаряжения их на военную службу значительно увеличились.
Одним словом, всё сводилось к лучшему, образцовому устройству военной части. Не забыт был даже запасный войсковой капитал. Князь Святополк-Мирский довёл его, блюдя строгую экономию, до высокой цифры (около девяти миллионов).
Князю донская область обязана сохранением у себя института мировых судей. Несмотря на то, что среди донских дворян объявились лица, весьма желавшие введения в области института земских начальников, князь употребил всё своё влияние, чтобы введённое по всей России положение о земских начальниках не было распространено на область.
Этот исторический эпизод очень рельефно подчёркивает полную самостоятельность покойного войскового наказного атамана в программе его действий и умение отстоять то, что было ему по душе.
Крупным событием является присоединение к области бывшего Ростовского уезда Екатеринославской губернии и Таганрогского градоначальства.
При князе Святополк-Мирском впервые был введён в донской области институт жандармов.
Земские учреждения, шатавшиеся при Н. А. Краснокутском, при Святополк-Мирском были совсем закрыты и, вместо них, образованы распорядительные по земским делам комитеты, непременные члены которых назначались властью атамана.
Время князя Святополка-Мирского ознаменовалось приездом на Дон Императора Александра III с Наследником Цесаревичем, ныне благополучно царствующим Государем Императором Николаем II. В Новочеркасске происходило торжество вручения Наследнику Цесаревичу знаков атаманского достоинства.
Город Новочеркасск обязан князю Святополк-Мирскому приобретением большого городского Николаевского сада и многих бульваров (по Платовскому и Троицкому проспектам, по Комитетской, Архангельской и Александровской улицам) и обращением Московской улицы в красивую тополиную аллею.
Поощряя садоводство князь открыл школу садоводства и огородничества при хуторе Персиановском.
Последние годы пребывания Святополк-Мирского на Дону были тяжёлыми. Посетивший в то время центральные губернии голод захватил в свой район и несколько округов донской области.
При оказании помощи потерпевшему от недорода населению выяснилось, что в казачьем населении уже несколько лет перед этим стали обнаруживаться грозные признаки прогрессивного упадка благосостояния. Первой об этом заговорила пресса.
Интересно, кстати, отметить отношение князя Святополк-Мирского к прессе. Атаман Потапов, как мы уже отмечали, частную газету поставил в суровые условия, лишив её возможности обсуждать краевые вопросы, а из «Войсковых Ведомостей» сделал орган, восхвалявший его лично и его деятельность.
Святополк-Мирский, наоборот, закрыл неофициальную часть «Донских Областных Ведомостей» и не препятствовал возникновению частных газет. Ревниво оберегая власть административную и делая всё для усиления её, князь ничего не имел против появления в газетах статей, обсуждающих вопросы, с которыми связаны интересы края и даже его личные действия.
Так, например, на страницах нашей газеты всегда доказывалась необходимость открытия вновь закрытых прогимназий и гимназий в станицах; доказывалась нецелесообразность экономии войсковых денег ради экономии; доказывалась необходимость восстановления земских учреждений и т. д.
Всё шло вразрез со взглядом князя Святополк-Мирского и, тем не менее, со стороны лично самого атамана мы не видели никакого стеснения. Были случаи, когда сам князь выступал на защиту публицистов. Это, например, было в то время, когда печать встала на защиту попранных прав бакши донских калмыков и калмыцкого населения.
При такой терпимости атамана к печатному слову немудрено, что местная пресса смело поставила вопрос о прогрессивном обеднении казаков и стала его обсуждать.
Тот же вопрос, затем, стал предметом обсуждения дворянского собрания войска донского. Но дворяне взглянули на него несколько узко. Обсуждение его у них на выборах выразилось в возникновении оппозиции всему, что было сделано администрацией края в последнее время. Это было не совсем верно. Прогрессивное обеднение казаков имеет корни в далёкой старине. Оно шло из года в год, незаметно, постепенно.
Несправедливо винить князя Святополк-Мирского, что он его увеличил, усилил.
В 1898 году Государю Императору угодно было, по просьбе донских дворян, открыть на Дону в Новочеркасске комиссию под председательством генерала Н. А. Маслаковца для выяснения причин замеченного среди казаков упадка материального благосостояния.
В мае 1898 года князь Святополк-Мирский оставил должность войскового наказного атамана и был назначен членом государственного совета.
Сам князь Святополк-Мирский, оставляя должность атамана, сознавал, что покидает область в минуту сильного потрясения её.
Незадолго до отъезда князя в Петербург, в конце марта 1898 года, над Новочеркасском прошёл сильный дождь при большом морозе. Все деревья покрылись тяжёлой ледяной коркой и страшно пострадали под этим фантастическим нарядом. В саду и на бульварах нельзя было ходить, так как аллеи были завалены обломившимися ветвями.
Стройные ряды тополей, украшающих Московскую улицу, представляли до боли печальное зрелище.
Князь, грустно смотря из окна дворца, из которого открывается вид на Московскую улицу, с горечью сказал окружающим его лицам:
- Разве можно что-нибудь хорошее делать в этом проклятом крае! Растили, растили деревья, и вот в какой-нибудь час слепая сила уничтожает их.
Совершенно аналогичное явление случилось и с той идеей, которая воодушевляла деятельность князя как атамана. В течение многих лет он старательно насаждал её в области, но слепая сила жизни, идущая своей дорогой и не признающая никогда канцелярских предписаний, мало-помалу обнаруживала несостоятельность этой идеи.
Некролог из «Приазовского края» № 187 от 17 июля 1898 года
В ночь на 15 июля 1898 года скоропостижно скончался в своём имении Мир бывший войсковой наказной атаман войска донского, член государственного совета генерал-адъютант князь Николай Иванович Святополк-Мирский.
Генерал-адъютант князь Н. И. Святополк-Мирский родился 5 июля 1833 года. Покойный происходил из русских князей, и образование им было получено в пажеском Его Императорского Величества корпусе. Пажем князь к Высочайшему Двору был зачислен в 1847 году, а звание камер-пажа ему было дано в 1852 году. В 1853 году покойный получил первый офицерский чин поручика с зачислением в армейский карабинерный Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полк. Вся дальнейшая служба князя Н. И. Святополк-Мирского, вплоть до назначения войсковым наказным атаманом войска донского, прошла в строю; покойный принимал участие в войне с турками 1853-54 годов, в покорении Кавказа и в кампании 1877-78 гг.
За отличие в сражении с турками 19 ноября 1853 года князь был награждён в 1854 году орденом святой Анны 4 степени с надписью «За храбрость» и в том же 1894 году был переведён в лейб-гвардейский Преображенский полк подпоручиком. В 1855 году князь был награждён орденом святого Великомученика Победоносца Георгия 4 степени за отличное мужество и храбрость в сражении с турками близ селения Кюрюк-Дара 24 июля 1855 года.
В 1856 году князь перешёл на службу на Кавказ и с Высочайшего соизволения был назначен состоять при командующем гвардейским резервным пехотным корпусом генерал-адъютанте князе Барятинском; в этом же году им был получен чин поручика, а в конце его он был назначен адъютантом к князю Барятинскому, которому в это время было поручено командование отдельным кавказским корпусом. В бытность свою на Кавказе князь неоднократно принимал участие в делах с горцами и за отличия, оказанные во время зимней экспедиции в конце 1858 года и в начале 1859 г. в Малой и Большой Чечне, Аухе и Аргунском ущелье, в 1859 году был произведён в штабс-капитаны, а за отличие в течение летней экспедиции 1859 года при покорении Восточного Кавказа произведён в 1860 году в подполковники; кроме того, он был награждён в 1861 году орденом святого Станислава 2 степени с мечами и короной и в 1863 году орденом святой Анны 2 степени с мечами. Вместе с этим в 1854 году, будучи переименованным в майоры, князь состоял командиром 20 стрелкового батальона, а в 1860 году был назначен флигель-адъютантом к Его Императорскому Величеству, с оставлением в прежней должности.
В 1861 году князь был произведён в полковники с оставлением в звании флигель-адъютанта и с назначением командиром Тенгинского пехотного полка. Первый генеральский чин князем был получен в 1865 году с назначением в свиту Его Императорского Величества; после этого он состоял командиром лейб-гвардии Семёновского полка и первой бригады 1 гвардейской пехотной дивизии, и в это же время он был награждён орденами: св. Владимира 3 степени в 1868 году и св. Станислава 1 степени в 1872 году, и был назначен в 1874 году генерал-адъютантом к Его Императорскому Величеству.
В 1876 году князь был произведён в генерал-лейтенанты и в этом же году состоялось назначение его начальником 9 пехотной дивизии, с которой он и участвовал в турецкой кампании 1877-78 гг. За дела в этой войне с турками князю были Всемилостивейше пожалованы: за переход через Дунай у города Зимницы – орден св. Анны 1 степени с мечами, за взятие Шипкинского перевала – папаха, украшенная алмазами, и за дело у деревни Шипки 27 и 28 декабря орден св. великомученика Победоносца Георгия 3 степени.
9 июня 1881 года князь Николай Иванович Святополк-Мирский был назначен войсковым наказным атаманом войска Донского, с оставлением в звании генерал-адъютанта и по гвардейской пехоте, и вместе с этим в этом же году с Высочайшего соизволения, состоялось зачисление его в казачье сословие войска Донского по станице Калитвенской. Во время управления донским краем князь неоднократно удостаивался за полезную деятельность по службе Высочайшей благодарности: в 1887 г. за отличный порядок и благоустройство во время пребывания в Новочеркасске Их Императорских Величеств, в 1891 году за труды по усовершенствованию мобилизационной готовности льготных частей донского казачьего войска, в этом же году за содействие успешному поступлению окладных сборов в донской области в течение 1890 и в 1894 г. за труды по быстрому и исправному выходу второочередных конных частей донского войска, вызывавшихся для участия в отменённом большом манёвре под Смоленском.
Кроме того, князь в 1884 году зачислен был в лейб-гвардии Атаманский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полк с оставлением в должности, в звании генерал-адъютанта и по гвардейской пехоте; затем в 1890 году произведён в генералы от кавалерии; из орденов же князем были получены: в 1887 году святого благоверного великого князя Александра Невского, в 1893 году святого благоверного великого князя Александра Невского бриллиантовые знаки и в 1896 году равноапостольного князя Владимира 1 степени.
Службу войсковым наказным атаманом покойный князь оставил в текущем году с назначением членом государственного совета.
С уходом князя Святополк-Мирского, исправление должности войскового наказного атамана временно было поручено начальнику донской артиллерии Алексею Петровичу Короченцову.
Одно время думали, что генерал Короченцов будет утверждён в должности атамана.
Сам А. П. Короченцов, по-видимому, весьма мало заботился о том, что думают другие о его назначении. Вступив в управление областью временно, он, тем не менее, обнаруживает кипучую деятельность. Он стал ревизовать подведомственные ему учреждения, объездил всю область войска Донского, беседовал с казаками об их нуждах, производил смотры льготным частям и сам лично разрабатывал добытый в поездках материал.
Неоспоримой заслугой его является факт заседания в Новочеркасске комиссии Н. А. Маслоковца. Без содействия А. П. Короченцова заветное желание дворян едва ли было бы осуществлено.
Сознавая это донские дворяне устроили на очередном областном собрании в 1900 году очень трогательную единодушием овацию находящемуся тогда уже в отставке генералу от кавалерии Алексею Петровичу Короченцову.
В июне 1898 года в управление областью вступил войсковой наказной атаман Константин Клавдиевич Максимович.
До этого времени генерал-лейтенант Максимович занимал должность наказного атамана уральского войска.
Тяжёлое экономическое положение населения донской области, явно обнаружившееся при князе Святополк-Мирском, явилось самой главной и трудной задачей для деятельности нового атамана.
Первые же шаги деятельности генерал-лейтенанта К. К. Максимовича обнаружили стремление прийти на помощь населению, облегчить, смягчить условия его существования.
С редким единодушием и восторгом было принято станичными обществами, дворянами и местной печатью последовавшее при К. К. Максимовиче законоположение (Высочайшее повеление) о выдаче казакам при снаряжении их на службу сторублёвого пособия.
Характер меры, предпринятой в целях оказания помощи казакам, носит на себе также переход к довольствию казачьих лошадей сухим фуражом.
Осуществилось давнее желание казаков об увеличении числа средне учебных заведений в области: открывается с будущего года реальное училище в станице Каменской.
Весьма важным событием на Дону при К. К. Максимовиче явилось посещение области военным министром генерал-лейтенантом А. Н. Куропаткиным.
Затем посещение Новочеркасска Великим Князем Константином Константиновичем, производившим осмотр донского кадетского Императора Александра III корпуса.
Управление горной и соляной частями на Дону при К. К. Максимовиче было упразднено, причём в Новочеркасске возникло новое учреждение – «юго-восточное горное управление», в район действия которого вошли: Саратовская, Астраханская и Ставропольская губернии. Горное дело в донской области, находившееся до этого времени вне ведения министерства земледелия и государственных имуществ и составлявшее в этом случае исключение из общего правила для всей Российской Империи, поступило в ведение названного министерства с момента открытия юго-восточного горного управления.
Гранитов. Газета «Приазовский край» 1902 год.
⇦ предыдущая часть
Навигатор ← Атаманы войска Донского