Найти тему

Airbus Helicopters - 2020: главное – устойчивость

Вертолетостроительное подразделение группы компаний Airbus – Airbus Helicopters (бывший Eurocopter) – по итогам 2020 года стало единственным зарубежным крупным производителем вертолетов, получившим прирост выручки по сравнению с предыдущим периодом.

Если в 2019 году европейские вертолетостроители отчитались о полученной выручке в размере 6 млрд 7 млн евро, то в 2020 году этот показатель составил 6 млрд 251 млн евро – это на 244 млн евро или примерно 4,1% больше, чем годом ранее.

Добавим, что выручка у самолетостроительного подразделения Airbus упала год к году на 37,5%, а у Airbus Defence and Space – на 4,2%.

Два варианта вертолета "Тигр" германской армии (© Airbus)
Два варианта вертолета "Тигр" германской армии (© Airbus)

Более того, показатель EBIT, т.е. прибыль до вычета процентов и налогов, у вертолетостроительного подразделения Airbus в минувшем году подпрыгнул, по сравнению с предыдущим годом, и вовсе почти на 10%: в 2019 г. – 414 млн евро, а в 2020 г. – 455 млн евро, т.е. на 41 млн евро больше.

Еще больше вырос показатель EBIT Adjusted, который применяется в группе компаний Airbus: в 2019 г. он составил 422 млн евро, а в 2020 г. – 471 млн евро, т.е. налицо рост на 49 млн евро или примерно 11,6%.

Лучше «выступило» только военно-космическое подразделение: прирост по EBIT Adjusted – 16,8%.

Ну, а самолетостроители на этот раз – в аутсайдерах, они получили провал год к году почти на 90% (точнее 89,6%), что в итоге и утянуло EBIT Adjusted всей группы компаний Airbus аж на 75% год к году.

«Я горжусь нашими командами (специалистов) по всему миру, которые смогли адаптировать свои методы работы, чтобы быть рядом с нашими клиентами, когда они больше всего в нас нуждались, стремясь помочь им выполнять свои основные задачи по всему миру, поставляя вертолеты и связанную с ними поддержку и услуги, в которых они нуждались. Я хотел бы поблагодарить наших клиентов за их неизменное доверие к Airbus Helicopters, – подчеркивает в этой связи генеральный директор Airbus Helicopters Бруно Эвен. – Мы сертифицировали (вертолеты) H145 и H160 и заложили прочную основу для нашего стремления к технологиям с нулевым уровнем выбросов с помощью нашего демонстратора CityAirbus».
Компания SAF Group получила пятилопастный вариант Н145 (© Airbus)
Компания SAF Group получила пятилопастный вариант Н145 (© Airbus)

Судя по всему, причиной такого весьма приличного по нынешним «коронавирусным» временам итога работы Airbus Helicopters в минувшем году стало достаточно активное увеличение спроса на вертолетную технику со стороны силовых и иных государственных структур, произошедшее в годы накануне прошлогоднего кризиса.

А такие заказчики, как мы знаем, не подвержены влиянию кризисов того рода, который потряс мировую экономику в минувшем году, и не склонны аннулировать свои контракты и отказываться от поставок техники из-за каких-то там вирусов (или переносить ее поставки «вправо»).

Подтверждением этому служит и распределение выручки по секторам: 59% выручки компании пришлось в 2020 г. на военные вертолеты и лишь 41% – на гражданские.

При этом большая часть выручки пришлась на сами «платформы» (57%), тогда как на обслуживание и тому подобные сферы деятельности – только 43%.

Принимая во внимание заключенные в 2019-2020 гг. контракты, поставки в военно-полицейском сегменте могут «потянуть» вверх показатели выручки и прибыли европейцев и в текущем году (о главных заказах в этом сегменте за 2020 г. будет рассказано далее).

Вертолеты Airbus Helicopters активно применяются пожарниками (© Airbus)
Вертолеты Airbus Helicopters активно применяются пожарниками (© Airbus)

Кроме того, положительно сказалось на результатах деятельности Airbus Helicopters в минувшем году продолжение тенденции роста заказов на вертолеты для различных медицинских служб, а также завершение финансирования научно-исследовательских и конструкторских работ по программам создания вертолетов Н145 и Н160, которые, наконец, получили сертификаты типа от европейского регулятора EASA.

В итоге расходы по НИОКР в бюджете компании в 2020 г. составили 273 млн евро, что на 18 млн евро или 6,2% оказалось меньше показателя 2019 г. (291 млн евро).

По результатам 2020 г. европейская вертолетостроительная компания поставила заказчикам по всему миру 300 вертолетов, что оказалось на 32 вертолета меньше, чем годом ранее (падение год к году примерно на 9,6%).

По оценке аналитиков Airbus Helicopters, это позволило компании занять 48% общемирового рынка поставленных в минувшем году газотурбинных вертолетов вместимостью более 5 мест (исключая вертолеты военного назначения), оставив далеко позади ближайшего конкурента – компанию Leonardo (20% рынка; годом ранее – 23%).

В то же время, отметим, что в 2019 г. эта доля у Airbus Helicopters была все же несколько повыше 54%.

Вертолет H160 ANH (© Eric RAZ / AIRBUS Helicopters)
Вертолет H160 ANH (© Eric RAZ / AIRBUS Helicopters)

Остальные места среди производителей вертолетов указанного класса, по данным, приведенным в отчетности Airbus Helicopters, распределились в минувшем году следующим образом:

  • американская компания Bell Helicopter – 18% общемирового рынка вертолетной техники (в 2019 г. – 12%),
  • холдинг «Вертолеты России» – 12% (2019 г. – 8%),
  • американская компания Sikorsky – около 1%,
  • а остальные компании – 2% (в обоих последних случаях показатели 2019 г. являются идентичными указанным).

По данным Ассоциации производителей авиации общего назначения (General Aviation Manufacturers Association – GAMA), публикующей ежегодно отчет о мировых поставках самолетов и вертолетов авиации общего назначения, Airbus Helicopters передала заказчикам в минувшем году 272 «чисто своих» вертолета общей контрактной стоимостью 1 млрд 608,7 млн долл., а также 28 «совместных» вертолетов семейства NH90, контрактная стоимость которых не указана (поставки NH90 в отчетах ассоциации GAMA проходят по линии компании NH Industries).

Н225М (справа) высаживает группу спецназа, а "Тигр" в это время прикрывает его (© Anthony Pecchi / Airbus Helicopters)
Н225М (справа) высаживает группу спецназа, а "Тигр" в это время прикрывает его (© Anthony Pecchi / Airbus Helicopters)

По моделям эти поставки распределились следующим образом:

  • семейство Н125/Н125М – 103 машины,
  • Н130 – 20 (в 2019 г. в отчете GAMA была дана общая цифра по машинам Н125/Н125М и Н130 – 159 единиц, что существенно больше, чем в 2020 г. – 123 единицы),
  • семейство Н135/Н135М – 33 (в 2019 г. – 29 вертолетов),
  • семейство Н145/Н145М – 83 (в 2019 г. – 84),
  • семейство AS365 N3+ / AS565 Mbe – 1 (в 2019 г. – 0),
  • вертолеты типа Н155 – 3 (в 2019 г. – 5),
  • вертолеты типа Н175 – 6 (в 2019 г. – 4),
  • семейство Н215/Н215М – 8,
  • семейство Н225/Н225М – 14 вертолетов (в отчете GAMA за 2019 г. была дана одна цифра по всем вертолетам семейств Н215/Н215М/Н225/Н225М – 15 машин),
  • ударные вертолеты Tiger – 1 (в 2019 г. – 4),
  • семейство NH90 – 28 машин (в 2019 г. – 32 вертолета).
Вертолеты Н135 японских Военно-морских сил самообороны (© Airbus)
Вертолеты Н135 японских Военно-морских сил самообороны (© Airbus)

Среди наиболее интересных достижений минувшего года в этой части стоит отметить поставку в конце сентября первого вертолета H145 работающей в области предоставления услуг экстренной медицинской помощи компании Norsk Luftambulanse – стартовому заказчику этой машины, а в конце года – еще и компании DRF Luftrettung, которая также осуществляет свою деятельность в области экстренной медпомощи.

В свою очередь в военном сегменте произошли такие события:

  • военно-воздушные силы Кувейта и Сингапура получили свои первые вертолеты H225M,
  • входящий в состав Погранично-таможенной службы США особый Отдел воздушных и морских операций – первый из 16 законтрактованных вертолетов Н125, специально доработанных под требования заказчика,
  • ВВС Эквадора – первые два из шести заказанных вертолетов Н145 Cobra (Эквадор – первый военный заказчик этих двухдвигательных многоцелевых машин в Южной Америке), которые поступят в 22-е боевое авиакрыло в Гуаякиле,
  • испанские ВВС получили свой первый NH90, который планируется использовать в поисково-спасательных операциях (в т.ч. боевых).

Напомню, что ВВС Испании законтрактовали 12 вертолетов NH90, которые должны заменить устаревшие AS332 Super Puma и будут базироваться в мадридском аэропорту Куатро Виентос.

Всего же испанские военные заместили на сегодня заказы на 45 вертолетов NH90 в варианте тактического транспортного, которые поступят во все три вида национальных ВС.

Из них 13 машин уже поставлены в Аэромобильные силы СВ Испании (Spanish Army Airmobile Force – FAMET), где пополнили состав 3-го маневренного батальона (Maneuver III Battalion), дислоцированного в Агонсильо.

«Для испанских Военно-воздушных сил NH90 представляет высокую ценность, поскольку он способен выполнять широкий спектр задач, включая тактическую транспортировку войск и материально-техническую поддержку в операциях по поддержанию или восстановлению мира и, конечно же, поисково-спасательные операции в условиях враждебной обстановки, что является одной из самых сложных задач для вертолетных подразделений», – отмечает начальник штаба ВВС Испании генерал авиации Хавьер Сальто.

Кроме того, в сентябре 2020 г. с предприятия Airbus Helicopters в американском Колумбусе, штат Миссисиппи, был поставлен уже 463-й по счету вертолет UH-72A Lakota (это вариант модели Н145, иногда обозначается LUH-72A), заказчиком которого выступили СВ США.

А вот с набором новых заказов у европейских вертолетостроителей в 2020 г. дела все же были сообразно новому времени: если в 2019 г. они смогли получить твердые заказы на 310 машин, то в 2020 г. – на 268.

В реальности заказов было получено в 2020 г. от 149 заказчиков из 40 стран в совокупности на 289 машин, но одновременно компанией были получены и отказы от клиентов (в 2019 г. реальных заказов было получено и вовсе 369, но одновременно поступило и много отказов).

Таким образом, мы фиксируем падение в объеме новых заказов год к году на 42 вертолета или 13,5%.

В стоимостном выражении эта разница составила 1 млрд 660 млн евро или 23,1%: 2019 г. – 7 млрд 179 млн евро, 2020 г. – 5 млрд 519 млн евро.

Среди вновь заказанных винтокрылых машин наибольшим спросом в минувшем году пользовались вертолеты семейства Н125 – их было законтрактовано 102 единицы (2019 г. – 130).

На втором месте по популярности у покупателей – вертолеты семейства Н145 – покупатели выложили деньги за 84 такие машины (2019 г. – 91).

Ну, а на третьем месте – вертолеты семейства Н135, которых было приобретено 33 штуки (2019 г. – 41).

Следом с небольшим отрывом идут военные NH90 – 31 машина (2019 г. – 23), а потом – вертолеты семейства Н130 – 22 машины (2019 г. – 38), и новые вертолеты семейства Н160 – 11 машин (2019 г. – 10).

Оставшиеся модели были заказаны в минимальном количестве: семейство Super Puma – 4 (2019 г. – 29), а семейство Dauphin – 2 вертолета (2019 г. – 3).

Кроме того, в 2019 г. было законтрактовано 4 вертолета Н175, в 2020 г. их уже нет.

Соответственно падению заказов, сократился и портфель заказов рассматриваемого подразделения: если, по состоянию на конец 2019 г., он составлял 695 вертолетов, то, по состоянию на конец 2020 г., он сократился до 663 машин (падение на 32 вертолета или 4,6%).

В финансовом выражении сокращение портфеля заказов составило 845 млн евро или почти 5,1%: 2019 г. – 16 млрд 627 млн евро, 2020 г. – 15 млрд 782 млн евро.

Вертолет Н175 бразильской Omni Taxi Aereo (© Anthony Pecchi / Airbus Helicopters)
Вертолет Н175 бразильской Omni Taxi Aereo (© Anthony Pecchi / Airbus Helicopters)

Среди контрактов, которые были заключены Airbus Helicopters с ее партнерами со всего мира в минувшем году, стоит отметить:

  • контракты с немецкой службой экстренной медпомощи DRF Luftrettung на 15 Н145 и шведской службой аналогичного назначения Svensk Luftambulans на три Н145 в медико-эвакуационном варианте, о которых было объявлено на Heli-Expo 2020,
  • а также обнародованный там же контракт с Погранично-таможенной службой США на 16 вертолетов Н125, первый из который был поставлен с предприятия Airbus Helicopters в американском Колумбусе уже в минувшем году.

На Heli-Expo 2020 также стало известно о контракте на 12 вертолетов EC145e, который разместила компания Metro Aviation из Луизианы, специализирующаяся на медицинских перевозках (ее портфель включает теперь 43 такие машины).

Первый полет демонстратора беспилотного ЕС155 (Н155). 16 марта 2018 года (© Eric Raz / Airbus Helicopters)
Первый полет демонстратора беспилотного ЕС155 (Н155). 16 марта 2018 года (© Eric Raz / Airbus Helicopters)

Десять вертолетов Н125 заказала в минувшем году компания Helicopter Company (THC), которая принадлежит саудовскому Public Investment Fund (PIF).

Впервые заказчиком европейских авиастроителей стало агентство NASA (три вертолета H135).

Пять вертолетов – Н225 и четыре Н135 – заказало Национальное полицейское агентство Японии (его парк уже включает 12 Н135, четыре Н155 и шесть AS365, в стадии поставок также числятся один Н215 и два Н225).

Береговая охрана Японии закупила два новых Н225, плюс еще две такие машины она купила уже в марте 2021 г.

В итоге ее флот будет насчитывать уже 17 машин этого семейства: два AS332 Super Puma и 15 H225 (такое название EC225 Super Puma получила после преобразований в Eurocopter).

Вертолеты Н155 востребованы в нефтегазовом секторе (© Airbus)
Вертолеты Н155 востребованы в нефтегазовом секторе (© Airbus)

В свою очередь французское правительство в рамках мер по поддержке национального авиастроения разместило в апреле 2020 г. заказ на поставку Минобороны страны 8 вертолетов Н225М (для Воздушно-космических сил Франции) и второго опытного беспилотного вертолета VSR700, который создается под нужды французских Военно-морских сил.

Одновременно в рамках того же плана еще два вертолета Н145 приобретает Агентство гражданской обороны Франции, тогда как французская Национальная жандармерия закупила 10 новых Н160.

Впрочем, самым крупным разовым заказом можно считать тот, что был размещен в ноябре 2020 г. немецкими военными: согласно контракту, ВМС Германии получат 31 вертолет NH90 в варианте корабельного базирования, который получит обозначение Sea Tiger («Морской тигр»).

Их поставки планируется начать в 2025 г., в морской авиации ВМС Германии они заменят Sea Lynx Mk88A, поступившие в войска аж в 1981 г.

Ранее, напомним, германские военные уже приобрели 18 «оморяченных» NH90, которые получили обозначение Sea Lion («Морской лев») и предназначены для морских транспортно-грузовых перевозок (семь таких машин уже поставлено заказчику).

Оба вертолета – Sea Tiger и Sea Lion – являются модификациями базовой корабельной версии NH90 NFH, однако Sea Tiger, будучи разработан на базе Sea Lion, отличается способностью решать более широкий круг задач, в том числе по поражению надводных и подводных целей противника.

Для этого вертолет Sea Tiger получил опускаемую активную гидроакустическую станцию, комплекс пассивных радиогидроакустических буев, а также управляемые ракеты и торпеды.

NH90 Sea Lion авиации ВМС Германии (© Christian D. KELLER / Airbus)
NH90 Sea Lion авиации ВМС Германии (© Christian D. KELLER / Airbus)

В заключение – о трех важных событиях, которые имели место в трех, пожалуй, наиболее приоритетных на сегодня программах Airbus Helicopters.

Во-первых, в июне 2020 г. компания получила от европейского агентства EASA сертификат типа на оснащенный пятилопастным несущим винтов вертолет Н145, что позволило Airbus Helicopters начать поставки этих машин заказчикам с конца лета 2020 г.

Эта версия Н145 была представлена впервые на выставке Heli-Expo 2019 в Атланте, причем на нее сразу возник весьма высокий спрос со стороны компаний, работающих в различных сегментах рынка.

Главное отличие новой модели – пятилопастный несущий винт, благодаря которому полезную нагрузку машины удалось поднять сразу на 150 кг.

Кроме того, простая конструкция бесподшипникового несущего винта позволила упростить его техобслуживание.

Вертолет оснащается двумя двигателями Arriel 2E компании Safran Helicopter Engines с системой FADEC (электронно-цифровая система управления двигателем с полной ответственностью – ЭСУД), а также комплектом цифровой авионики Helionix, в состав которого, в частности, входит четырехканальный автопилот.

В ноябре 2020 г. машина была также сертифицирована американским агентством FAA, а военную версию вертолета Н145М планируется сертифицировать в течение 2021 г.

Вертолет Н145 "Кобра" из состава ВВС Эквадора (© Patrick Heinz / Airbus)
Вертолет Н145 "Кобра" из состава ВВС Эквадора (© Patrick Heinz / Airbus)

Кстати, именно последняя – участник тендера ВС Австралии на новый многоцелевой вертолет в четырехтонном классе для обеспечения действий сил спецопераций (Project LAND 2097 Phase 4).

Работы по этой теме ведутся консорциумом из более, чем 20 австралийских компаний при лидирующей роли Airbus Helicopters в рамках группы Team Nightjar (о ее создании было объявлено 10 июля 2020 г.).

Во-вторых, 1 июля 2020 г. компания Airbus Helicopters объявила о том, что ею получен сертификат типа европейского агентства EASA на новый многоцелевой двухдвигательный вертолет Н160.

Планировалось, что сертификация со стороны американского агентства FAA будет завершена до конца 2020 г., однако соответствующей информации найти не удалось.

Н160 изначально задумывался разработчиком в качестве многоцелевого, способного решать различные задачи с минимальной необходимостью реконфигурации или вовсе без нее.

Среди возможных сфер применения – офшорные операции, экстренная медицинская помощь, корпоративные и частные перевозки, работа в интересах общественных служб и многие другие.

Возможно также и военное применение этих машин.

Работы по военной версии, получившей в ВС Франции обозначение Н160М Guepard («Гепард»), активно велись, в частности, в 2020 г. совместно Airbus Helicopters и Генеральной делегацией по вооружению Минобороны Франции (DGA) при участии Safran Helicopter Engines в рамках программы «единого легкого вертолета» (Hélicoptère Interarmées Léger – HIL).

Данная машина должна иметь модульный принцип построения, что обеспечит ей многоцелевой характер применения – от высадки групп спецназа до оказания огневой поддержки своим войскам и от атаки надводных кораблей до борьбы с воздушными целями.

Заказчиками вертолета выступают все виды ВС Франции, а первые поставки планируется осуществить уже в 2026 г.

A400M отрабатывает дозаправку вертолетов Н225М (слева) и Н160 - прототипа военного Н160М "Гепард" (© DGA-Essais en vol)
A400M отрабатывает дозаправку вертолетов Н225М (слева) и Н160 - прототипа военного Н160М "Гепард" (© DGA-Essais en vol)

Наконец, уже в апреле 2021 г. компания получила дополнение к сертификату типа на вариант вертолета Н125, оснащенный более мощной силовой установкой.

О работе над таким вариантом машины было объявлено на выставке Heli-Expo 2020.

Ее суть – в обеспечении возможности использования всей мощности установленного на эти машины двигателя Arriel 2D компании Safran Helicopter Engines, в результате чего мощность силовой установки, по данным разработчика, выросла на 10%.

При этом если максимальная взлетная масса вертолета осталась прежней, то возросли ее возможности по перевозке грузов, а также увеличился на 1,5 тыс. футов (до 12,6 тыс. футов, соответственно 457,2 м и 3840,48 м) потолок висения вне влияния земли.

Начиная с сентября 2021 г. такой вариант силовой установки станет основным для всех Н125, причем доплата от уже имеющихся заказчиков за такую доработку не потребуется.

Прототип-демонстратор Н160М "Гепард" (© Eric Raz /Airbus Helicopters)
Прототип-демонстратор Н160М "Гепард" (© Eric Raz /Airbus Helicopters)

Полный обзор итогов работы основных зарубежных вертолетостроительных компаний можно найти в журнале "Взлет" №5-6 / 2021 г.

Ставим лайки и подписываемся!