Найти в Дзене
ВИТАМИН

«Коронавирусу невыгодно нас убивать»

Мы уже достоверно знаем, что этот вирус представляет серьезную опасность. Уровень летальности от COVID-19 в десятки раз выше, чем от гриппа. В мире уже умерли от этой болезни более 4 млн человек. Кроме того, для COVID-19 характерны отсроченные осложнения, с которыми мы всё чаще сталкиваемся. Миф о том, что это безопасный вирус, нужно развеять ОБЩЕСТВО «Коронавирусу невыгодно нас убивать» В 12-й версии временных методических рекомендаций Минздрава появятся новые подходы к лечению коронавируса. Экспертное сообщество рекомендует начинать его раньше. Некоторые препараты, применявшиеся до сих пор только в стационаре, предложат использовать в амбулаторной практике или на этапе дневного стационара. А в больницах раньше будут начинать предупреждение избыточного воспаления. Об этом в интервью «Известиям» рассказал главный специалист Минздрава РФ по инфекционным заболеваниям, замдиректора Национального медицинского исследовательского центра фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний Владими

Мы уже достоверно знаем, что этот вирус представляет серьезную опасность. Уровень летальности от COVID-19 в десятки раз выше, чем от гриппа. В мире уже умерли от этой болезни более 4 млн человек. Кроме того, для COVID-19 характерны отсроченные осложнения, с которыми мы всё чаще сталкиваемся. Миф о том, что это безопасный вирус, нужно развеять

ОБЩЕСТВО

«Коронавирусу невыгодно нас убивать»

В 12-й версии временных методических рекомендаций Минздрава появятся новые подходы к лечению коронавируса. Экспертное сообщество рекомендует начинать его раньше. Некоторые препараты, применявшиеся до сих пор только в стационаре, предложат использовать в амбулаторной практике или на этапе дневного стационара. А в больницах раньше будут начинать предупреждение избыточного воспаления. Об этом в интервью «Известиям» рассказал главный специалист Минздрава РФ по инфекционным заболеваниям, замдиректора Национального медицинского исследовательского центра фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний Владимир Чуланов. Сейчас в группе опасных четыре варианта коронавируса, но не исключено появление новых штаммов, которые будут быстрее распространяться, чем «сородичи». Вирусу «выгоднее» быть более заразным, чем смертельным, отметил собеседник «Известий». А также объяснил, почему не надо настраивать вакцины на уже циркулирующие варианты вируса и что может означать сильная реакция на прививку.

Серьезная опасность

— Эпидемии коронавируса уже полтора года. Что мы сейчас знаем о нем наверняка, что — предположительно, а чего пока не знаем совсем?

— Полтора года для вируса — срок, с одной стороны, маленький, а с другой стороны, огромный, потому что вирусы эволюционируют очень быстро и в процессе размножения в каждом новом варианте появляется много мутаций. Из всех новых вариантов выживают те, которые оказываются наилучшим образом приспособлены к внешним условиям. Так появились вирусы «Альфа», «Бета», «Гамма» и «Дельта».

Мы уже достоверно знаем, что этот вирус представляет серьезную опасность. Уровень летальности от COVID-19 в десятки раз выше, чем от гриппа. В мире уже умерли от этой болезни более 4 млн человек. Кроме того, для COVID-19 характерны отсроченные осложнения, с которыми мы всё чаще сталкиваемся. Миф о том, что это безопасный вирус, нужно развеять.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Мы сейчас лучше стали понимать, как развивается болезнь. Теперь знаем, что у нее есть две фазы: начальная вирусологическая, когда основную роль в развитии заболевания играет сам вирус, сменяется иммунологической фазой, которая развивается по другим законам. Уже сложилось понимание, как должна быть построена терапия. В начале болезни мы используем этиотропную терапию, направленную против причины болезни — вируса. А далее применяем препараты, направленные на иммунную систему, чтобы предотвратить или остановить неблагоприятное развитие заболевания — избыточное воспаление, которое определяет тяжесть протекания процесса.

Мы точно знаем, что этот вирус распространяется быстрее, чем другие, с которыми мы были знакомы раньше. За период с декабря 2019 года по сегодняшний день мы можем наблюдать смену популяции вируса: «Дельта»-вариант, индийский, умеет передаваться от человека к человеку лучше, чем, например, китайский, который был изначально в Ухане.

Сейчас мировое сообщество во главе со Всемирной организацией здравоохранения очень активно мониторирует новые варианты вируса, у нас эту работу ведут научные центры Минздрава России. Эти варианты подразделяются на три группы: те, за которыми нужно наблюдать, те, что представляют интерес и варианты, вызывающие большую обеспокоенность.

В последней группе сейчас четыре штамма: «Альфа», «Бета», «Гамма», «Дельта». Это вирусы, которые лучше распространяются в популяции, чем остальные, поэтому они являются наиболее важными с точки зрения мониторинга. «Интересных» больше: «Эта», «Лота», «Каппа», «Лямбда», «Эпсилон», «Тета», «Дзета». Они обладают мутациями, которые потенциально могут привести к изменению свойств вируса, например способности вызывать более тяжелое течение инфекции или ускользать от иммунного ответа. Если распространенность этих вариантов возрастает, то они могут быть переведены в категорию вызывающих обеспокоенность или — при снижении распространенности — в группу наблюдения, как это произошло с тремя последними вариантами.

— Какой будет следующий штамм? Раньше предполагалось, что более заразным, но менее опасным. Сейчас мы видим, что это уже не так.

— Мы можем с высокой вероятностью говорить, что не исключено появление штаммов, которые обладают преимуществами перед другими с точки зрения распространения. Скорее всего, вирусу нужно именно это. Ему невыгодно нас убивать, поэтому у него нет цели стать более патогенным — ему важно быстрее распространяться. Но исключить появление более вирулентных вариантов мы тоже не можем.

-2

Новое лечение

— Как изменился состав тяжелых больных по возрасту, полу, сопутствующим заболеваниям?

— Сейчас чуть больше стало молодых, которые болеют тяжелее, чем раньше. Тенденция в этом направлении есть, хотя по-прежнему основными группами риска являются люди старше 65 лет, и смертность наиболее высока именно для этой категории, а также у тех, кто имеет сопутствующие заболевания: сахарный диабет, хронические болезни сердечно-сосудистой системы, ожирение. Это наиболее серьезные группы риска.

— Удалось ли уже подобрать арсенал лекарств, эффективных в терапии коронавируса?

— Если говорить о препаратах этиотропного действия, противовирусных, то, к сожалению, сегодня мы ограничены в инструментах. Те, что имеем, обладают умеренной эффективностью. Мы можем затормозить развитие болезни, особенно если начать лечение на ранних стадиях, но быстро прервать его пока еще не умеем.

Сейчас в связи с новым сценарием развития заболевания мы уже поняли, что нам нужно пойти на более раннее упреждение его неблагоприятного течения. Вместе с экспертным сообществом продумываем новые подходы к лечению, рекомендуем начать его раньше. Некоторые препараты, применявшиеся до сих пор только в стационаре, предложим использовать в амбулаторной практике или на этапе дневного стационара. А в стационаре раньше начинать предупреждение избыточного воспаления, чем мы привыкли делать в предыдущую волну. Некоторые препараты рекомендуем назначать при более мягких проявлениях болезни.

-3