Подсолнухи пишут часто. Это один из любимых мотивов у художников. Мне иногда кажется, что писать после Ван Гога эти солнечные цветы бессмысленно.
Тем не менее, устоять перед яркостью и выразительностью подсолнухов тяжело. Особенно если рядом расцвело целое поле желтых цветов. Для меня это настоящая удача. Я очень люблю подсолнухи, а вот с натуры писала их давно. Не складывалось. Все время любовалась красотой цветов проездом или издалека.
Сразу решила, что писать буду растущие цветы, в естественных условиях, на поле. При первой возможности собрала этюдник и отправилась к желтому, яркому полю. Однако, чем ближе я подходила, тем больше была озадачена.
Высокие под два метра подсолнухи закрывали обзор, сотни цветов не давали возможности сосредоточиться на чем-то одном, цветы смотрели куда угодно, но не так как хотелось мне. Ракурс высоченных, близко посаженных друг к другу растений не вписывался в формат подрамника.
Оказалось, что подсолнечники вблизи смотрятся иначе, чем красивое желтое пятно вдалеке. Это распространенное явление, когда красивый уходящий вдаль пейзаж смотрится только издалека.
Я обошла пол поля, пока решила, как буду писать подсолнухи. Первый этюд писала в три сеанса, потому что утреннее солнце быстро меняло освещение. Мне хотелось как можно глубже изучить строение цветка, найти свое решение. Увлеклась деталями и засушила этюд.
Второй же этюд писала в один сеанс, торопясь поймать лучи уходящего солнца. Он немного не дописан, но в мазках есть своя свежесть. Хотя хотелось бы сильнее проработать передний план на этюде. Оба этюда я допишу позднее, когда осмыслю, как дописать и наберусь опыта на пленэре. Распишусь. Обычно я так и делаю, пишу на одном потоке, как только устаю, или меняется настроение в природе, отставляю работу, чтобы потом дописать.
Первый этюд написан локальными цветами, второй же гораздо свободнее по цвету. Чем больше пишешь на пленэре, тем быстрее уходишь от стереотипов мастерской, заказных работ. Так через неделю пленэра я почувствовала тягу к импрессионизму и начала писать иначе.
Самое главное, у меня родилась идея новой картины с подсолнечниками. И она будет не только о цветах.
А пока я буду писать подсолнухи, наблюдая, как они постепенно отцветают и превращаются в скрюченные силуэты с опущенными головками. Яркость уступает место сдержанности, мягкость и нежность – колючей сухости.
Лето идет, и я лишний раз убеждаюсь о необходимости пленэра. Всегда можно выкроить на этюд полтора - два часа в день. Польза огромная, чувствую по себе.
Надеюсь, моя статья будет вам полезна. С удовольствием отвечу на все вопросы и комментарии.