В последней части цикла материалов, посвященных итогам работы западных вертолетостроительных компаний, рассмотрим деятельность компании Leonardo Helicopters.
Leonardo Helicopters – это вертолетостроительный дивизион группы компаний Leonardo, в состав которого организационно входят компании:
- Leonardo SpA,
- Leonardo MW Ltd,
- PZL-Swidnik SA,
- AgustaWestland Philadelphia Co.,
- а с 2020 года – еще и Kopter Group AG.
Кризис, потрясший в минувшем году мировую экономику и все общество в целом, затронул и Leonardo Helicopters.
Впрочем, в первом едином годовом отчете об итогах работы группы Leonardo, составленном за 2020 г., в этой связи особо подчеркивается: влияние текущего кризиса на текущий период – очень велико (это заметно по данным о выручке и прибыли).
Но на среднесрочный и, самое главное, на долгосрочный периоды эта ситуация окажет минимальное влияние или не окажет вовсе, а потому политика компании на средне- и долгосрочный периоды останется в целом прежней.
По итогам минувшего года вертолетостроительное подразделение компании Leonardo, в котором на 2020 г. трудилось 12 тыс. 326 специалистов (в 2019 г. – 12 тыс. 331 чел.), получило выручку в размере 3 млрд 972 млн евро, что оказалось на 53 млн евро или примерно 1,3% хуже показателя 2019 г. (4 млрд 25 млн евро).
При этом вертолетчики заняли долю в 29,6% от общей выручки группы Leonardo (в 2019 г. – 29,2%).
Основная доля выручки пришлась на поставки в интересах военных и правительственных агентств (67%), тогда как на гражданский сектор – только 33%. В 2019 г. распределение было примерно таким же – 68% и 32% соответственно.
В свою очередь показатель EBIT, т.е. прибыль до вычета процентов и налогов, упал с 406 млн евро в 2019 г. до 347 млн евро в 2020 г. – сокращение на 59 млн евро или 14,5%.
В то же время необходимо отметить, что доля вертолетостроительного подразделения в этой форме прибыли составила 67,1% от показателя всей группы Leonardo, тогда как в 2019 г. эта доля была существенно меньше – 35,2%.
По показателю EBITA, который в отчетности итальянской группы компаний проходит в качестве основного, ситуация тоже весьма показательна: в 2020 г. доля вертолетостроительного подразделения в общем показателе по группе Leonardo составила 40,8% (Leonardo Helicopters – 383 млн евро, группа Leonardo – 938 млн евро; причем в презентации по итогам 2020 г. почему-то указано, что 34%), а в 2019 г. его доля составляла 34,4% (431 млн евро и 1 млрд 251 млн евро соответственно).
Все это говорит о важности вертолетостроительного бизнеса для всей группы компаний, в особенности в условиях разного рода кризисов.
Падение было также зафиксировано и по статье «новые заказы»: если в 2019 г. специалистам компании удалось набрать новых заказов на сумму 4 млрд 641 млн евро, то в 2020 г. – на 4 млрд 494 млн евро, т.е. налицо падение примерно на 3,2%.
Хотя даже в таком сокращенном виде доля вертолетостроителей в общем объеме новых заказов всей группы компаний Leonardo, а это 13 млрд 754 млн евро, составила весомые 32,7%.
В результате полученных новых заказов и с учетом исполненных контрактов, компания Leonardo Helicopters сумела сформировать по состоянию на конец 2020 г. портфель заказов совокупной стоимостью 12 млрд 377 млн евро, что оказалось не сильно меньше, чем годом ранее, когда стоимость портфеля заказов составила 12 млрд 551 млн евро (т.е. сокращение – всего на 174 млн евро или 1,4%, что в нынешних условиях уже само по себе является очень большим достижением).
В течение года компания Leonardo Helicopters поставила заказчикам по всему миру 111 новых вертолетов, что оказалось на 45 машин или 28,8% хуже, чем годом ранее (156 вертолетов).
Данные даются здесь с учетом вертолетов NH90, которые выпускаются не только рассматриваемой компанией, а потому засчитываются всеми компаниями-участниками программы.
Однако если исключить из подсчета NH90, что и сделали в ассоциации GAMA, то объем поставленных машин сократится до 102 вертолетов совокупной контрактной стоимостью 1 млрд 28,7 млн долл. (2019 г. – 145 вертолетов на сумму 1 млрд 348,3 млн долл.).
При этом поставки вертолетов по моделям распределились следующим образом:
- AW139 – 48 (69),
- AW109 Trekker / GrandNew – 7 и 14 соответственно (2019 г. – 5 и 15 соответственно, плюс 6 вертолетов AW109 Power),
- AW169 – 14 (30),
- AW189/AW149 – 10 (4),
- AW159 – 0 (2),
- AW101 – 5 (6),
- AW119Kx – 4 (в 2019 г. – 8).
Плюс еще 9 вертолетов NH90, которые собраны именно на предприятии Leonardo Helicopters (в 2019 г. – 11).
Наиболее востребованными у заказчиков, как видим, на сегодня являются двухдвигательные вертолеты семейства AW139.
Первый полет эта машина совершила 20 лет назад – 3 февраля 2001 г., и с тех пор благодаря своим высоким характеристикам уверенно завоевывает свой сегмент мирового рынка вертолетной техники.
На сегодня эту машину в количестве почти 1200 единиц уже приобрели более 280 заказчиков из более 700 стран мира.
Причем более 1050 вертолетов уже находятся в активной эксплуатации, налетав в общей сложности более 2,8 млн ч., решая очень широкий круг задач и зачастую работая в совершенно различных климатических и географических условиях.
В частности, в самой Италии эти машины в различной конфигурации закуплены Военно-воздушными силами, Карабинерами, Финансовой гвардией, государственной полицией, Береговой охраной, Национальной пожарной службой и рядом операторов, предоставляющих экстренную медицинскую помощь.
А в январе 2021 г. стало известно, что AW139 выбран в качестве нового президентского вертолета в Колумбии.
И разработчик постоянно проводит работы по совершенствованию вертолета.
Так, например, в июле 2020 г. было объявлено о том, что для AW139 разработано и сертифицировано агентством EASA к применению новое программное обеспечение для авионики Honeywell Primus Epic Phase 8, которое позволяет использовать новейшую систему синтезированного видения SVS (Synthetic Vision System), более эффективно работать с 2D-картами и обеспечить беспроводную передачу данных.
Также одобрена EASA к применению на этих машинах и усовершенствованная система предупреждения о близости земли EGPWS (Enhanced Ground Proximity Warning System) в версии «036».
Среди поставок минувшего года можно отметить передачу двухдвигательных вертолетов AW169 LUH (Light Utility Helicopter, «легкий многоцелевой вертолет»), которые поступили во 2-й авиаполк армейской авиации СВ Италии (2nd Rgt. AVES «Sirio», дислоцируется в Ламеция-Терме).
Военные заказали пока две такие машины, разработанные на базе AW169M и получившие армейское обозначение UH-169B, для переучивания личного состава на новый вертолет.
В последующем количество закупленных вертолетов существенно вырастет – в рамках программы LUH они должны заменить целый ряд винтокрылых машин: A109, AB206, AB205, AB212 и AB412.
А в конце года стало известно, что уже итальянские ВВС получили первый двухдвигательный вертолет HH-139B. Эти машины предназначены для проведения поисково-спасательных операций, борьбы с пожарами, перехвата малоскоростных целей и т.п.
Всего ВВС Италии заказали 17 таких машин, поставки которых планируется завершить до конца 2021 г.
Все вертолеты поступят в 15-е авиакрыло, отвечающее за поисково-спасательные и тому подобные операции, дополнив уже имеющийся у ВВС Италии парк из 13 многоцелевых HH-139A и четырех VH-139A (последние используются для перевозок правительственных чиновников).
В октябре первый из четырех заказанных в 2019 г. вертолетов AW139 получило Пожарно-спасательное управление Майами-Дейд (Miami-Dade Fire Rescue – MDFR), а в конце года стало известно, что 15 декабря в воздух поднялся собранный на предприятии итальянской компании вертолет NH90 NFH (NATO Frigate Helicopter), предназначенный для ВВС Катара.
Последние, напомним, закупили 12 морских вертолетов NH90 NFH и 16 сухопутных NH90 TTH (Troop Transport Helicopter) с опционом еще на 6 машин каждого из двух типов.
Причем 18 декабря был облетан и первый NH90 TTH, но уже на территории предприятия Airbus Helicopters в Мариньяне.
Первые вертолеты ВВС Катара должны получить до конца 2021 г., а все поставки намечено завершить до конца 2025 г.
Если же говорить о новых заказах, которые Leonardo Helicopters получила в 2020 году, то стоит отметить следующие контракты:
- контракт на техобслуживание и логистическую поддержку парка вертолетов AW101 Merlin, подписанный с британским Минобороны;
- контракты от ВМС США на учебно-тренировочные вертолеты TH-73A (AW119) – по первому контракту стоимостью около 176,5 млн долл. заказано 32 машины, запчасти, обучение и техподдержка на сумму (работы должны быть выполнены до октября 2021 г.), а по второму контракту стоимостью около 171 млн долл. – 36 вертолетов (работы должны быть выполнены до декабря 2022 г.). Исполнителем работ выступает компания AgustaWestland Philadelphia Corp. – дочернее предприятие Leonardo Helicopters в США;
- контракт с СВ Италии в рамках программы создания перспективного вертолета разведки и сопровождения AW249 NEES (Nuovo Elicottero da Esplorazione e Scorta) и контракт по закупке 15 вертолетов AW169 LUH;
- соглашение на поставку шести однодвигательных вертолетов AW119Kx для Федеральной дорожной полиции (Policia Rodoviaria Federal) Министерства юстиции Бразилии – поставки будут выполнены в 2021 г.;
- контракт с Минобороны Германии на поставку 31 вертолета NH90 (подрбно о нем было рассказано выше).
Следует также упомянуть о таком событии, как приобретение Leonardo Helicopters в апреле 2020 г. швейцарской вертолетостроительной компании Kopter Group AG, которая должна стать центром компетенций по разработке легких вертолетов и новых технологий в сфере вертолетостроения.
В результате созданный специалистами компании однодвигательный вертолет SH09 вошел в общую продуктовую линейку под обозначением AW09.
По состоянию на 21 апреля 2021 г., прототип Р3 уже налетал более 40 ч., а в этом году к нему должны присоединятся летные прототипы PS4 (будет иметь ряд конструктивных отличий от предыдущего прототипа) и PS5.
Планируется, что сертификация этой машины будет завершена в конце 2023 г. – начале 2024 г.
А вот работы по дальнейшему развитию «одноклассника» SW4, который разработан входящей в состав Leonardo Helicopters польской компанией PZL-Swidnik и продвигался на рынок под обозначением AW009, продолжаться более не будут.
В завершение обзора деятельности итальянской вертолетостроительной компании необходимо рассказать и о другом направлении ее работы – о конвертопланах.
В первую очередь речь идет о хорошо знакомом AW609, два серийных образца которого, как утверждают в компании-разработчике, уже собираются на заводе в Филадельфии (США).
В ноябре 2015 г. Вооруженные силы ОАЭ вроде бы как выбрали этот конвертоплан в качестве своей новой поисково-спасательной машины, но реальных контракта и поставок так, судя по всему, и не произошло, а в последнее время компания-разработчик продвигает его на рынок гражданской авиатехники.
Так, в сентябре 2020 г. итальянская компания сообщила, что представители Токийского столичного правительства (управляет префектурой Токио) недавно выразили желание оценить возможности AW609 по обеспечению транспортной связи с островами Бонин (Огасавара), которые расположены между Марианскими островами и Японией и в административном плане подчинены префектуре Токио.
От самой столицы Японии эти острова находятся на расстоянии около 1000 км.
Второй же проект в сфере конвертопланостроения, который с 2020 г. реализует компания, предусматривает создание летного демонстратора конвертоплана нового типа, который получил обозначение Next Generation Civil Tiltrotor («Гражданский конвертоплан следующего поколения»).
Его разработка осуществляется в рамках реализуемой под эгидой Еврокомиссии программы Clean Sky 2, целью которой является создание коммерческих летательных аппаратов с существенно сниженным – до 50% – уровнем выброса в атмосферу углекислого газа.
В минувшем году проект итальянцев прошел оценку и утверждение, после чего компания приступила к его доработке и постройке, а также постройке необходимых объектов испытательной базы.
© Видео из аккаунта компании Leonardo Helicopters на видеохостинге Youtube