В июне 1907г. в Петергофе ждали особое торжество. Царская семья, наконец, объявила о помолвке 16 летней великой княжны Марии Павловны и шведского принца Вильгельма.
Во время молебна, молодой принц робко надеялся,что брак принесёт ему семейное счастье, а юная Мария твёрдо решила — этот союз даст ей возможность вырваться на волю. Одно лишь терзало Марию– это разлука с братом Дмитрием. В день обручения невеста постоянно искала его глазами.
Её отец, великий князь Павел Александрович, на помолвку не приехал. Он был в опале, и его мнение о партии для дочери даже не спрашивали.
Император Николай II намеревался устроить будущее своей кузины по-царски не только из родственных чувств — он был опекуном Марии. И до этих пор великой княжне приходилось мириться с положением сироты в большом семействе Романовых.
Единственное, о чем Павел Александрович смог упросить государя — это отложить свадьбу до 18летия невесты.
В этом возрасте венчалась ее мать, греческая принцесса Александра. После смерти Александры Георгиевны великий князь потерял смысл жизни. Все хлопоты о Марии и её новорожденном брате взял на себя его старший брат, Сергей Александрович.
Оправившись от потери, князь забрал детей, но не расточал им ласки — приходил повидаться два раза в день.
Однажды маленькая княжна влетела в его кабинет без стука и остолбенела — отец разговаривал с красивой женщиной.
Мария бросилась прочь из комнаты. Отец позвал девочку обратно, но она не вернулась— ей не нравилась ни эта женщина, ни фотография маленького мальчика, внезапно появившаяся на столе отца.
Летом 1902г. великая княжна проводила папеньку в поездку за границу. Осенью от отца пришло письмо. Девочка прочла его и слезы полились рекой. Великий князь сообщил, что женился на госпоже Ольге Пистолькорс и просил не питать злобы против неё и сына Володи.
Рыдания Марии перешли в нервную икоту. Казалось,что отец для неё умер. Но придя в себя, она спросила у гувернантки«приедет ли папенька к ним на Рождество?»
Однако возвращение Павла Александровича стало невозможным. В наказание за морганатический брак, Николай II лишил князя имущества, чина и детей.
После гибели дяди Сергея судьба Марии перешла в руки его вдовы, Елизаветы Фёдоровны. Однажды Мария случайно прочитала телеграмму для тёти— шведская кронпринцесса желала получить фото великой княжны. Она не придала этому большого значения, а через некоторое время тетка сообщила ей, что ждёт к вечернему чаю гостя.
Таинственным гостем оказался шведский принц Вильгельм Бернадот. На следующий день Елизавета Федоровна ошеломила племянницу, сказав, что принц хочет знать согласна ли она выйти за него замуж.
Марию обескуражила эта поспешность. Как можно выйти замуж спустя два часа знакомства? Но великая княжна знала с детства —таков её долг.
Времени на раздумье Марии не дали. В назначенный час принц прибыл во дворец. Он вежливо поинтересовался о ее здоровье, потом помолчал, и, наконец, спросил согласна ли она ехать в Швецию. Мария ответила согласием и принц, в ответ, поцеловал ей руку.
В Стокгольме новую принцессу встретили с восторгом. В ее честь улицы украсили русскими флагами и засыпали цветами. Во дворце её ждали король с королевой. А за ними(княжна не поверила своим глазам) стоял её брат, Дмитрий. Король тайно привёз его, чтобы порадовать невестку в первый день пребывания в чужой стране.
Шведский придворный этикет отличался строгостью. На первом же обеде Мария заливисто рассмеялась от шутки соседа. Наступила тишина. Все обернулись и посмотрели в ее сторону с крайним изумлением. Мария Павловна покраснела и потупилась. Дома, в России, этикет существовал только для церемоний, но в Швеции новой герцогине Сёдерманландской дали понять, что она не имеет права ни на минуту забывать как ей следует себя вести.
8 мая 1909 г. у герцогини родился сын. Мальчика назвали Леннарт, прибавив ещё два имени, Густав и Николаус — в честь монархов Швеции и России.
Мария очень ждала на крестины кого-нибудь из родных, но из Петербурга приехала только ее бывшая гувернантка.
Маленького Леннарта очень привлекал будуар матери. Он всегда радостно смеялся, когда мама скатывалась вниз по лестнице на огромном серебряном подносе. Няни принца были в ужасе и запрещали ему повторять подобные выходки. Не разделял забав Марии и ее муж.
Вильгельм очень часто уходил в плавание и Мария все чаще стала чувствовать себя брошенной. Пытаясь найти себе развлечение, она вспомнила своё давнее увлечение живописью и поступила в художественную школу.
Мария сама нарисовала для сына букварь, однако Леннарт был еще слишком мал,чтобы его понимать. Тогда молодая герцогиня забросила скучные заботы, отдав предпочтение конным прогулкам с молодыми офицерами.
Король Швеции видел, что брак его сына трещит по швам. Густав V любил озорную невестку и, желая сблизить супругов, отправил их в совместное путешествие на восток. После поездки Мария написала в своём дневнике:
Вильгельм меня полностью разочаровал. Он живёт одним днём, не думает, не обсуждает, и очень доволен собой. Страшно подумать, но моя жизнь проходит, год за годом, рядом с этим молодым стариком.
Мария оставила мужа. Осенью 1913г. она отправилась к отцу в Париж. Оттуда беглянка объявила,что больше не вернётся и потребовала развода. К удивлению Марии, расторжение брака устроилось очень легко. В Россию она вернулась уже вместе с отцом— император простил женитьбу великому князю и восстановил в статусе.
Мария же, напротив, потеряла и свой обустроенный дом и сына. Вскоре они и вовсе оказались на разных берегах — грянула Первая Мировая война.
Мария вслед за братом Дмитрием уехала на фронт, где впервые почувствовала себя по-настоящему нужной.
Весть об отречении императора надломила Марию. Но кто мог подумать, что в хаосе революции она встретит свою настоящую любовь.
Однажды друзья пригласили её покататься по ночному парку. В одних санях с Мари оказался и сын дворцового коменданта, князь Сергей Путятин.
Они обвенчались за месяц до восстания большевиков— вокруг рушился мир, но молодые супруги были счастливы.
В конце октября Мария с мужем отправилась в Москву навестить тётку Елизавету Федоровну, а вернувшись, узнала, что ждёт ребёнка.
Летом 1918г. большевики бросили в тюрьму отца Марии Павловны. Ходили слухи о гибели царской семьи и тётушки. Имя Путятиных было известно всем и не помогло бы ей спастись.
Единственным выходом оставалось бежать из России. Мария оставила сына родителям мужа и вместе с Сергеем двинулась в сторону южной границы.
Они чудом перешли границу. Мария предъявила бумагу, что она бывшая шведская принцесса.
На чужбине Мария узнала о казни отца и всей императорской семьи. Казалось, что скорбная чаша испита до дна, но нет. Марии написала её свекровь и сообщила, что сын Роман прожил всего год.
Впрочем, довольно скоро Мария Павловна напомнила о себе высшему свету. Когда - то, в художественной школе, ей хорошо давалась вышивка. Княгиня решила предложить свои услуги мадемуазель Шанель.
Новая коллекция модельера имела огромный успех. Вышивка вошла в моду и Мария создала свое ателье «Китмир».
В 1925г. вышивки дома «Китмир» получили золотую медаль на выставке в Париже. Однако этот успех не встретил поддержки в кругу бывшей знати —деловой образ казался им пошлым. Такой же точки зрения придерживался и муж княгини.
Пока Мария Павловна продавала фамильные жемчуга, чтобы держаться на плаву и дать работу таким же как она, ее супруг жил на широкую ногу.
Вскоре брак с Путятиным распался.
Когда «Китмир» потерпел крах, княгиня занялась журналистикой и преуспела в фотографии. Сын Леннарт сделал все возможное, чтобы мать чаще приезжала в Швецию. В своем замке, специально для нее, он устроил фотолабораторию.
Мария смущалась, говорила, что ей не ловко иметь такого взрослого сына, и просила называть ее Мари, а не мама.
Леннарт примирился и с этим.
После смерти Мари, Леннарт исполнил её последнее желание. Он перенёс прах брата Дмитрия и похоронил рядом с ней в православной церкви на Острове цветов(Майнау).