Компания Sikorsky, которая некогда была законодателем мод по целому ряду направлений гражданской вертолетной техники, в последнее время больше занимается работами в военном сегменте рынка.
В настоящее время она входит в состав подразделения Rotary and Mission Systems корпорации Lockheed Martin и выпускает ряд моделей вертолетов военного и гражданского назначения, а также участвует – совместно с Boeing – в тендере СВ США на перспективный разведывательно-ударный вертолет.
Зато поставки военных вертолетов осуществлялись ударными темпами: машины семейства Black Hawk – 66, семейства Seahawk – 5, плюс один вертолет СН-148.
Хотя это все же меньше, чем в 2019 г., когда были поставлены заказчикам только вертолеты семейства Black Hawk, но зато в весьма приличном количестве – 94 машины.
Согласно данным, приведенным в отчете Lockheed Martin о результатах работы за 2020 г., подразделение Rotary and Mission Systems в минувшем году отчиталось о чистых продажах в размере почти 16 млрд долл.
Это составило 25% от общего объема чистых продаж корпорации (65,4 млрд долл.), тогда как чистые продажи только от вертолетных программ Sikorsky составили 9% от общего объема чистых продаж корпорации (в 2019 г. процентное соотношение было таким же, а в 2018 г. – 10%).
Проведя несложные подсчеты, можно выяснить, что чистые продажи компании Sikorsky составили где-то 5,8-5,9 млрд долл. – весьма неплохой показатель для периода пандемии, что объясняется очень высокой долей в продажах техники военного назначения.
В минувшем году компания поставила коммерческим заказчикам всего два вертолета – по одной машине моделей S-76 и S-92 контрактной стоимостью 42 млн долл. (в 2019 г. – соответственно 1 и 4 вертолета стоимостью 113 млн долл.).
Программы выпуска многоцелевых «ястребов» в сухопутном – Black Hawk – и морском – Seahawk – исполнениях, а также обновленного тяжелого транспортного вертолета – «Жеребца» в модификации CH-53K – являются на сегодня, судя по всему, главными проектами, приносящими выручку и прибыль компании Sikorsky.
При этом американские вертолетостроители не только исполняют ранее заключенные многолетние контракты, но и заключают новые.
В частности, в минувшем году компания Sikorsky получила контракт от правительства Индии на поставку 24 корабельных вертолетов MH-60R Seahawk и контракт от Греции на четыре вертолета MH-60R Seahawk (стоимость обоих контрактов заявлена в отчетных документах Lockheed Martin в размере «более 1 млрд долларов»), а также контракт от ВВС США на вторую мелкосерийную партию боевых спасательных вертолетов HH-60W (Combat Rescue Helicopter – CRH).
В рамках последнего, стоимость которого заявлена в размере более 500 млн долл., компания поставит 12 вертолетов, созданных на базе доказавшего свою высокую надежность UH-60M Black Hawk.
Ранее компания получила контракт на первую партию HH-60W в количестве 10 машин.
Кроме того, в 2020 г. компания Sikorsky получила от ВМС США многолетний контракт стоимостью 2 млрд долл. на проведение техобслуживания вертолетов MH-60 Seahawk.
В свою очередь 28 октября 2020 г. компания сообщила в пресс-релизе, что ВМС США выдали ей новый контракт на дополнительные шесть СН-53К King Stallion, которые предназначены для авиации Корпуса морской пехоты (КМП) США и будут поставлены заказчику, начиная с января 2024 г.
Ранее, как известно, командование КМП США выразило намерение приобрести 200 новых СН-53К, из которых на сегодня в рамках четырех мелкосерийных партий уже законтрактовано 24 вертолета.
Также необходимо здесь указать на то, что вторым претендентом на роль нового тяжелого транспортного вертолета ВС ФРГ, о котором мы упоминали несколько выше, является CH-53K King Stallion.
Вертолет на германский тендер продвигает консорциум из нескольких немецких компаний (Rheinmetall – лидер группы, MTU Aero Engines, Autoflug, Hydro Systems и Reiser Simulation and Training) при ведущей роли компании Sikorsky как разработчика и производителя данной машины.
В текущем году немецкие военные должны принять окончательное решение в пользу варианта, наиболее удовлетворяющего по их тактико-техническим требованиям.
Важной программой поистине государственного значения для Sikorsky является разработка и постройка так называемых президентских вертолетов, т.е. машин, предназначенных для обеспечения деятельности президента и вице-президента США.
Компания стала победителем в соответствующем тендере со своим проектом VH-92A и ранее уже получила от Министерства ВМС США, которое сопровождает эту программу (непосредственно за программу отвечает КМП США, в эксплуатации которого и находятся сами вертолеты), контракт на первую мелкосерийную партию из 6 вертолетов.
Ну, а 19 февраля 2020 г. был получен второй контракт стоимостью 470,8 млн долл. еще на 6 машин, поставки которых начнутся в 2022 г. Всего же заказчик намерен до 2023 г. получить 23 таких вертолета.
В целом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что свое будущее в компании Sikorsky, судя по всему, уже прочно связывают с военным сегментом рынка вертолетной техники, включая и такие доказавшие свою надежность машины, как HH-60 или CH-53K, и проекты пока еще перспективных скоростных боевых и гражданских вертолетов.
И в первую очередь, видимо, надеются при этом на победу в тендере СВ США по программе FLRAA, на который компания вместе с Boeing предлагает боевой скоростной вертолет Defiant X.
Последний создан с активным использованием задела по скоростным винтокрылым машинам X2, SB>1 Defiant® и S-97 Raider.
В текущем году СВ США должны обнародовать окончательный запрос на предоставление предложений по программе FLRAA, а в 2022 г. – подписать необходимые контрактные документы.
Кстати, S-97 Raider является прототипом и для скоростного вертолета Raider X, предлагаемого компанией Sikorsky уже самостоятельно в рамках тендера СВ США по программе «Перспективный разведывательно-ударный вертолет» (Future Attack Reconnaissance Aircraft – FARA).
В середине апреля 2021 г. летчики армейской авиации СВ США получили возможность поближе ознакомиться с S-97 Raider, включая выполнение полетов, во время спецдемонстрации, организованной разработчиком на полигоне Редстоунского арсенала в Ханствилле, шт. Алабама.
Причем «Рейдер» пока что единственный участник тендера по программе FARA, который выполняет реальные полеты и уже наработал в этом плане приличный бэкграунд.
Впрочем, как показывает опыт, это еще ни о чем не говорит и победителем тендера вполне может стать другой проект, даже отстающий в разработке от других участников.
© Видео из аккаунта компании Lockheed Martin на видеохостинге Youtube