Найти в Дзене
Истории историка

Русские гвардейцы, недовольные тем, что Петр III полунемец, свергли его и посадили на престол… стопроцентную немку

Да, это странно. Причем это был уже не первый такой поступок гвардии. В 1725 году они тоже выступили против восхождения на престол законного русского наследника Петра Алексеевича - внука Петра I и отдали корону иностранке Марте Скавронской, то бишь Екатерине I. Выходит, что русские дворяне-гвардейцы не были националистами-шовинистами и спокойно признавали иностранцев на российском престоле и даже, как видим, отдавали им порой предпочтение. А чем же они руководствовались в своих действиях, чем были мотивированы, из чего исходили, предпринимая такие странные акции? Вот на этот вопрос довольно сложно ответить коротко.

Каких-либо классовых, материальных интересов мы тут не обнаруживаем. Стало быть, мотивы нужно искать на другом этаже: в сферах морали, религии, политики, идеологии. Пожалуй, главной причиной неожиданного и незаконного восхождения на русский престол урожденной Софи́и Авгу́сты Фредери́ки А́нгальт-Це́рбстской, ставшей Екатериной II, был ее супруг Петр III.

Рожденный русской матерью - царевной Анной Петровной, дочерью Петра I, и имея отца - немецкого герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского, Петр III как будто нарочно делал всё, чтобы не понравиться российскому обществу. Он очень не любил Россию, и у него не хватало ума это скрывать. Да он и не хотел это скрывать. Он мог публично насмехаться и ёрничать по поводу русских обычаев и традиций. Приняв по необходимости православие, он глумился над верой, не посещал храмы, не присутствовал на службах в церкви, позволял себе ехидные выпады в адрес греческо-русской конфессии, не соблюдал различные церковные правила и запреты, например, демонстративно пожирал мясо во время поста и т.п.

Вот как будто про него написал свои строки М.Ю. Лермонтов, описывая Дантеса:

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы.

Портрет императора Петра III, художник Л. К. Пфандцельт
Портрет императора Петра III, художник Л. К. Пфандцельт

А вот насчет «нашей славы» - это отдельная песня. На эту тему был наш предыдущий пост о том, как Петр III предал российскую армию, одержавшую славные победы в войне с Пруссией. Император вернул все занятые территории своему кумиру прусскому королю Фридриху II и отказался от всего достигнутого нашими воинами. Армия и гвардия были оскорблены в лучших своих чувствах.

Подробнее об этом можно прочитать здесь. Жмите на ссылку.

Вот это, наверное, и стало последней каплей в чаше терпения российских дворян. Всем своим поведением и действиями Петр III упорно шел к своей погибели, упрямо и тупо рыл себе могилу.

Но, как оказалось, и это было еще не всё. Подписав договор о мире с прусским королем, Петр III развернулся на 180 градусов и задумал вернуть занятый датчанами Шлезвиг в состав «своего» Голштинского герцогства, т.е. теперь русские войска должны были выступить против своих союзников в Семилетней войне. Причем в этот поход Петр III собирался отправить гвардию. Стало быть, теперь русские гвардейцы должны были сражаться за Голштинию и поливать своей кровью чужие им земли в интересах чуждого им государства. Оказывается, российский император по сути и по настроениям продолжал оставаться немецким голштинским герцогом и хотел использовать военную мощь России в интересах «родной» вотчины. Но вот этого гвардия уже вынести не смогла, и в столице созрел заговор.

Ставку заговорщики сделали на жену Петра III Екатерину. Она хоть и была немкой, но вела себя в России диаметрально противоположно поведению супруга. Екатерина усердно изучала русский язык и литературу, читала книги по русской истории, посещала церковные службы, подчеркнуто уважительно относилась ко всему русскому. Она целенаправленно хотела понравиться российскому обществу и особенно офицерам гвардии. И ей это удалось.

"Великая княгиня Екатерина Алексеевна с супругом Петром III Фёдоровичем", художник Анна Розина де Гаск, 1756 г.
"Великая княгиня Екатерина Алексеевна с супругом Петром III Фёдоровичем", художник Анна Розина де Гаск, 1756 г.

В июне 1762 года возникло опасение по поводу того, что заговор будет раскрыт. И гвардия решила выступить. Петр III накануне Петрова дня отправился в Петергоф отмечать свое тезоименитство, а Екатерина тайно вернулась в столицу. Там и состоялись главные события: Екатерину провозгласили императрицей и тут же на верность ей присягнула гвардия, Сенат и Синод. Переворот свершился.

Затем гвардия немедленно направилась на Петергоф. Запаниковавший Петр III сбежал было в Кронштадт, но Кронштадт под руководством адмирала Талызина уже принял присягу Екатерине. Сокрушенный Петр III отправился в Ораниенбаум, где и подписал отречение. Никто за него так и не заступился.

"Шествие Екатерины II по Петергофской дороге в день дворцового переворота", неизвестный художник
"Шествие Екатерины II по Петергофской дороге в день дворцового переворота", неизвестный художник

Через неделю Петр погиб или умер в Ропше. Причина смерти твердо не известна. Очень возможно, что и убили. Слухи ходили о том, что убил низложенного императора Алексей Орлов младший брат фаворита Екатерины II Григория Орлова.

«Всё могут короли?», а вот и не всё. Все-таки цари, даже в условиях неограниченной абсолютной монархии, живут и правят в обществе и не свободны от его контроля в той или иной форме. И совсем уж «беспредельничать» общество не дозволяет никому, даже императорам.

Вот и сын Петра III - император Павел Петрович - тоже плохо кончит. Его, как и отца его, грубо и насильственно «уволят» за дурное поведение. Но это уже другая история. Читайте продолжение в следующем посте.

Если было интересно, ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал.