История «Незнакомки из Сены» полна загадок. Кем была эта обаятельная девушка? И каковы обстоятельства гибели?
Источники 19 века причисляют появление «Незнакомки» к 60-м, 70-м или же 80-м. годам. Одна из наиболее популярных версий гласит, что тело утопленницы без каких-либо следов насилия выловили из Сены и заключили, что девушка – самоубийца.
Далее события приобретают слегка жутковатый оттенок: работник морга оказался так очарован невероятной красотой умершей девицы, что решил сделать слепок – посмертную маску – довольно популярный метод сохранения памяти об умершем.
Эта маска в последствии стала копироваться и тиражироваться, став эталоном женской красоты, хотя и с драматическим оттенком. Так «Незнакомка из Сены» превратилась в произведение искусства. Но в чем же причина такой популярности?
Говорят, когда ее обнаружили, лицо не было тронутом ни единым следом разложения. Оно сохраняло мирно спящее выражение с легкой улыбкой на губах. Один вид на именно такую маску трупа заставлял зрителей ломать голову, о чем думала и что переживала девушка перед концом?
Почему она так спокойна и мучительно-прекрасна? Почему она улыбается? Альбер Камю, кстати, сравнивал неуловимую улыбку Незнакомки с ликом самой Моны Лизы. И правда, в их загадочной простоте очень много общего.
Почти через сто лет после смерти и первого появления в образе произведения искусства, произошло еще одно событие, прочно укрепившее облик Незнакомки в культуре, заодно наградив ее званием «самой целуемой девушки в мире».
Именно тогда Осмунн Лердал изобрел манекен для тренировки спасателей в сердечно-лёгочной реанимации и, повинуясь охватившим его детским воспоминания, придал манекену лицо той самой Незнакомки, репродукция которой висела в доме его детства.
Легенда девушки дополнилась, многие стали звать ее Анна по названию самого тренажера Resusсi Anne («Воскреси Анну»). Великий замысел искусства вдруг раскрылся с совершенно практической стороны. Загадочная утопленница служила в том числе и для того, чтобы учиться реанимировать утопающих. Невероятно, неожиданно и прекрасно.