Так получилось, что сразу после книги Виктора Пелевина Empire V я прочитал ещё одну его книгу - Омон Ра. Виктора Пелевина можно любить, можно ненавидеть, но вряд ли он оставит кого-то равнодушным. Вот и книга Омона Ра произвела на меня очень сильное впечатление. Можно сказать, что меня эта книга потрясла. Похоже, что мы очень многого не знаем про советскую государственную машину. До нас доходят только "красивые истории" пропаганды. А история переписывается каждый год. И по факту возникает большой вопрос, кто больше русских людей погубил: фашизм или своя же "родина" в лице коммунизма, сталинизма, раскулачивания и прочих "режимов".
Книга Омон Ра - это история о том, как кровавый советский режим запускал в космос корабли на человеческой тяге. А верить этому или нет, каждый уже решит сам. Виктор Пелевин лишь предлагает альтернативную версию известных событий, которые никем до этого не ставились под сомнение. И предлагает задуматься о наших заблуждениях и о том, как легко мы готовы поверить на слово без каких-либо доказательств. Но важно помнить, что розовые очки часто лопаются стёклами внутрь. И может оказаться так, что вся наша история - это один большой обман.
Во время прочтения этой книги возникает ощущение, что мы всё это мы до сих пор видим каждый день. Каждый день мы читаем это в новостях и видим своими глазами, выходя на улицу. Похоже, что мы до сих пор живём в похожем мире, который описан в книге. Мы награждаем героев медалями, а потом забываем о них, как об отработанном материале. Мы вспоминаем о ветеранах только 9 мая, доставая их из пыльных ящиков, чтобы выставить на показ, а потом убираем их обратно за ненадобностью до следующего года.
Мы проводим громкие проекты в поддержку роста демографии, а потом многодетные мамы живут со своими детьми в общежитиях. Мы забываем о героях почти сразу после того как они выполнили свою миссию. Сложно написать рецензию к этой книге после её прочтения, поскольку очень много чувств возникают от осмысления данного произведения. Временами эта книга пронизывает до боли.
Телевизор кричит нам каждый день, что мы обязательно будем быстрее, выше, сильнее, и главное что не хуже, чем Америка. Но вот какой ценой это будет происходить история уже заботливо умалчивает, чтобы не травмировать нашу нежную психику. И можно лишь поблагодарить Виктора Пелевина, который в свойственной ему манере приоткрывает нам на это глаза.
Телевизор каждый день рассказывает нам про внешних врагов и теорию заговора против нашей мощнейшей державы. Но на деле заговорщиками оказываются свои же сограждане в более высоких чинах.
Действия в книге происходят в 60-70х годах, но похоже, что суть государственного устройства так и не поменялась. Кто-то даёт красочные интервью, а кто-то в это время жертвует собой во имя "общего блага".
Сегодня нам кажется, что мы всё это уже прошли, что динозавры вымерли, и больше мы там никогда не будем. Но когда читаешь, то понимаешь, что все эти генералы никуда не делись. Что они живее всех живых и сегодня. И патриотические лозунги слышны до сих пор. Может быть макароны в супе немного поменялись и вместо компота в столовой дают коробочку сока, который на самом деле совсем и не сок, а в остальном многое по-прежнему так же актуально.
Омона Ра - это история о безжалостной системе и о том, какое место обычный человек в ней занимает. Эта история о пропаганде и тотальном обмане. Это история о государственной и военной работе, которую можно увидеть и сегодня. И в которой самое главное место занимает не результат, а видимость результата. В этом и есть вся соль пропаганды. Выращивание "героев", которые отдают свою жизнь якобы на пользу Родине, а по факту просто являются инструментами в политических играх.
Пропаганда постоянно подкидывает нам идею о великом и светлом будущем, где нет места ужасному, а есть лишь рай, придуманный вождями. Однако рай этот сколочен из прогнивших досок. Эта книга рассказывает нам свою версию о прошлом без лживой пропаганды. О прошлом, которое касается нас всех, которое напоминает нам о себе и сейчас, и которое позволяет нам лучше понять настоящее.
Сложно сказать, сколько в книге выдумки, а сколько правды. Но в любом случае произведение сильное и интересное. Оно легко читается, но наводит на тяжёлые размышления. О мечтах и поступках, о верности себе и государству, о лжи и о чести.
В общем, после прочтения книги есть над чем поразмыслить. Очень рекомендую эту книгу к прочтению. Возможно кто-то будет разозлён, кто-то испуган, а кто-то возможно задумается над нашей действительностью.
По традиции как всегда несколько цитат из книги:
1. В раннем детстве человек идёт сразу во все стороны, поэтому можно считать, что его еще нет. Личность возникает позже, когда появляется привязанность к какому-то одному направлению.
2. Новость о том, что мой подвиг останется никому не известным, не была для меня ударом. Ударом была новость, что придется совершать подвиг.
3. И я, и весь этот мир – всего лишь чья-то мысль, – тихо сказал медведь.
4. Есть, видимо, какое-то странное соответствие между общим рисунком жизни и теми мелкими историями, которые постоянно происходят с человеком и которым он не придает значения.
5. Значит, – думал я, – можно глядеть из самого себя, как из самолета, и вообще не важно, откуда глядишь, важно, что при этом видишь…
6. Не мы с вами выбираем время, в которое живем, – время выбирает нас.
7. Мне вдруг стало противно от мысли, что я сижу в этой маленькой заплеванной каморке, где пахнет помойкой, противно от того, что я только что пил из грязного стакана портвейн, от того, что вся огромная страна, где я живу, – это много-много таких маленьких заплеванных каморок, где воняет помойкой и только что кончили пить портвейн.
8. Мы встречаемся, хохочем, хлопаем друг друга по плечам и расходимся, но в некоем особом измерении, куда иногда испуганно заглядывает наше сознание, мы так же неподвижно висим в пустоте, где нет верха и низа, вчера и завтра, нет надежды приблизиться друг к другу или хоть как-то проявить свою волю и изменить судьбу.
9. Мы судим о происходящем с другими по долетающему до нас обманчивому мерцанию и идем всю жизнь навстречу тому, что считаем светом, хотя его источника может уже давно не существовать.
10. Всю свою жизнь я шел к тому, чтобы взмыть над толпами рабочих и крестьян, военнослужащих и творческой интеллигенции, и вот теперь, повиснув в сверкающей черноте на невидимых нитях судьбы и траектории, я увидел, что стать небесным телом – это примерно то же самое, что получить пожизненный срок с отсидкой в тюремном вагоне, который безостановочно едет по окружной железной дороге.
11. Мир сделался знакомым до мельчайших подробностей, как дверь сортира изнутри.
12. Про звезды не известно ничего, кроме того, что их жизнь страшна и бессмысленна, раз все их перемещения в пространстве навечно предопределены.
13. Каждая песчинка в песочных часах обладает собственной волей и ни одна не хочет падать вниз, потому что для них это равносильно смерти. И вместе с тем для них это было неизбежно. А тот и этот свет, думал я, очень похожи на эти часы: когда все живые умрут в одном направлении, реальность переворачивается, и они оживают, то есть начинают умирать в другом.
14. Ты пойми, милый, что в этом и суть подвига, что его всегда совершает не готовый к нему человек, потому что подвиг – это такая вещь, к которой подготовиться невозможно. То есть можно, например, наловчиться быстро подбегать к амбразуре, можно привыкнуть ловко прыгать на нее грудью, этому всему мы учим, но вот самому духовному акту подвига научиться нельзя, его можно только совершить. Чем больше тебе перед этим хотелось жить, тем лучше для подвига.
15. В душе я, конечно, испытывал омерзение к государству, невнятные, но грозные требования которого заставляли любую, даже на несколько секунд возникающую группу людей старательно подражать самому похабному из ее членов, – но, поняв, что мира и свободы на земле не достичь, духом я устремился ввысь, и все, чего потребовал выбранный мною путь, уже не вступало ни в какие противоречия с моей совестью, потому что совесть звала меня в космос.
16. Внешне луноход напоминал большой бак для белья, поставленный на восемь тяжелых колес, похожих на трамвайные. На его корпусе было много всяких выступов, антенн разной формы, механических рук и прочего – все это не работало и нужно было в основном для телевидения, но впечатление оставляло очень сильное.
17. С ним велись важнейшие переговоры, и очень многое зависело от того, сумеем ли мы подписать предварительный договор о сокращении ядерных вооружений – особенно это важно было из-за того, что у нас их никогда не было, а наши недруги не должны были об этом узнать.
Так получилось, что сразу после книги Виктора Пелевина Empire V я прочитал ещё одну его книгу - Омон Ра. Виктора Пелевина можно любить, можно ненавидеть, но вряд ли он оставит кого-то равнодушным. Вот и книга Омона Ра произвела на меня очень сильное впечатление. Можно сказать, что меня эта книга потрясла. Похоже, что мы очень многого не знаем про советскую государственную машину. До нас доходят только "красивые истории" пропаганды. А история переписывается каждый год. И по факту возникает большой вопрос, кто больше русских людей погубил: фашизм или своя же "родина" в лице коммунизма, сталинизма, раскулачивания и прочих "режимов".
Книга Омон Ра - это история о том, как кровавый советский режим запускал в космос корабли на человеческой тяге. А верить этому или нет, каждый уже решит сам. Виктор Пелевин лишь предлагает альтернативную версию известных событий, которые никем до этого не ставились под сомнение. И предлагает задуматься о наших заблуждениях и о том, как легко мы готовы поверит