Найти в Дзене
Nina Pogoreloff

Мост через Баксан, или какова цена молибдена

С чего-то нужно начать. Эта история о предвоенном, романтическом и прекрасном, времени. Представьте себе студентку геологического факультета, окрылённую мечтой о дальних странствиях с рюкзаком за спиной, наполненном кернами, образцами ценнейших пород, так необходимых для страны. Пройти по бескрайним просторам с геологическим молоточком - красивая цель, благородное занятие.

Профессорская дочка Вера Флёрова могла бы....

вместо практики умчаться на тёплые пляжи Кавказа и Крыма,

остаться в родном Новочеркасске, столице донского края, и качаться с книжкой в шезлонге под тенью вишневых деревьев,

в конце концов, уехать к папе в Ростов, устроиться лаборанткой, каждый день, на тонких каблучках и в лёгком шифоне, под звон трамваев спешить на службу, где интеллигентные воспитанные люди предупредительны, а тишина в кабинетах старинных зданий нарушается только воркованием голубей под крышами.

Кто ж поспорит с тем, что самые красивые девушки должны жить в Ростове и гулять по Большой Садовой мимо белоснежных особняков, где из распахнутых окон консерватории звучат концерты Рахманинова, где парни могут обогнать и спросить: "Девушка, Вы такая красивая. Можно, я Вас понесу?"

Вера, могла бы стать похожей на леди- статуэтку с картины американского художника Гая Хоффа, но выбрала другую судьбу, другой образ.

Картина американского художника Гая Хоффа (1889-1962) и фрагмент живописного полотна И.Н. Нестерова "Весной повеяло" в стиле социалистического реализма с выставки  Екатеринбургского музея изобразительных искусств "Отечественное искусство 1940-1991.
Картина американского художника Гая Хоффа (1889-1962) и фрагмент живописного полотна И.Н. Нестерова "Весной повеяло" в стиле социалистического реализма с выставки Екатеринбургского музея изобразительных искусств "Отечественное искусство 1940-1991.

Начиная с первого курса, комсомолка Флёрова участвует в полевых изысканиях, и не где-нибудь, а в теснинах Северного Кавказа, где и балкарские сакли - редкость. В Баксанском ущелье иногда горы настолько высоки, что солнце поднимается над ним, только в полдень, на пару часов. Исключение составляет широкая троговая (корытообразная, с норвежского) долина, которую пробил древний ледник. Здесь скалы, словно, расступились. Именно здесь в начале тридцатых годов разбил первые палатки Борис Орлов, начальник партии геологоразведки. Вот такая эта долина теперь изо окна туристического автобуса, залитая солнцем, с удобным асфальтированным шоссе.

Июль 2021 года. В окрестностях города Тырныауз, Кабардино-Балкария, Ставропольский край.
Июль 2021 года. В окрестностях города Тырныауз, Кабардино-Балкария, Ставропольский край.

Профессия геолога была популярна в Советском Союзе. Молодёжь покидала города, забиралась в самые отдалённые уголки. Изыскания и ещё раз изыскания, открытия. Кто тогда хотел заниматься скучной камералкой в стенах родной альма-матер?

Ты уехала в знойные степи,
Я ушёл на разведку в тайгу.
Над тобою лишь солнце палящее светит,
Надо мною лишь кедры в снегу -

как верно отражают строки Николая Добронравова суть профессии!

Но Вере, Верочке, Веруше достались не степи, не тайга - в разведпартию в заоблачные выси Балкарии требовался коллектор.

Они познакомились. Борис и Вера. Два сердца, влюблённых в общее дело.

Вера ищет загадочный "дурной свинец", как его называли горцы, и однажды приносит камешки с необычным серебряным слоем. Борис подтверждает: да, это молибденит, порода, содержащая ценнейший минерал. Молибден необходим в легировании стали, он даёт ей прочность, ковкость, вязкость. Да, да - вязкость! Без этого свойста сталь хрупка, изделия из неё недолговечны. Секрет самурайских клинков, переживших века, рассекающих тончайший шёлк на лету, именно, в молибдене. Борису Орлову остаётся доказать, что месторождение - крупное, достойное промышленной разработки. Он делает доклад в Пятигорске на краевой конференции геологов. Ему не поверили... Не дали средств, но разрешили дальнейшие изыскания. Вера была всегда рядом, они поженились. Наверное, это было скромное торжество. Но ведь платье...

Наверняка, оно было белым. Девушка с картины Андрея Андреевича Мыльникова напоминает Веру: стриженые тёмные волосы, прямые брови, решительный взгляд. Такую ничто не остановит. Портрет ушедшего поколения.

Андрей Андреевич Мыльников. Женский портрет. 1959 год.
Андрей Андреевич Мыльников. Женский портрет. 1959 год.

Ничто не могло остановить и Веру. Она помогла доказать: да, месторождение огромное, руда богатейшая. В 1938 году в долине Баксана начнётся строительство горно-добывающего и обогатительного комбината. В 1940-м он даст первую продукцию. В 1942-м сюда придут фашисты. Коммунисты организуют эвакуацию. Чтобы готовая продукция не досталась врагу, работники вместе с семьями перенесут её на себе через перевал Донгуз-Орун, в тыл. Через заоблачные выси Главного Кавказского хребта даже дети пойдут с мешочками ценнейшего стратегического сырья. Такова цена молибдена, такова цена Победы.

Но комсомолка Вера Флёрова, первооткрыватель Баксанского месторождения, ничего этого не узнает. В октябре в этих местах погода часто бывает ненастной. Тырныауз по-балкарски - ущелье ветров. В 1936 году порыв ветра раскачал мост через Баксан. Вера не смогла удержаться. В палаточный лагерь геологов она не вернулась. Безутешный Борис работал на Северном Кавказе, воевал. Пережил жену ненадолго.

Пик Веры в Кабардино-Балкарии, книги, фильмы, сами горы здесь хранят здесь память о них.

Вид с отрогов Главного Кавказского хребта. Приэльбрусье. Июль 2021 года.
Вид с отрогов Главного Кавказского хребта. Приэльбрусье. Июль 2021 года.