Найти тему

ИМПЕРАТОР СОБСТВЕННОГО ТАНЦА

Выдающийся хореограф, народный артист России, почетный гражданин Санкт-Петербурга, лауреат всех возможных премий и наград, бессменный лидер своего театра балета Борис Эйфман 22 июля отмечает свое 75-летие.

Приятно осознавать, что его талант и гениальную настойчивость в достижении поставленных целей ты смог оценить много-много лет назад, когда Борис Яковлевич получил в свое распоряжение ансамбль современного танца, которому доверяли выступать даже на сцене летнего театра в Юсуповском саду. А потом была битва за создание своего, собственного театрального коллектива. И гастроли – везде и всюду. И сражение за то чтобы получить свой Дворец танца. И многое-многое другое.

Однако главным оставался и остается в его жизни Танец. Как форма отношения к жизни, как способ существования, как возможность высказывания, как единственно возможный вариант отношений с людьми и реальностью.

Свое 75-летие Борис Яковлевич встречает в расцвете сил и таланта на вершине той организационно-творческой империи, которую он строит вот уже без малого 45 лет вместе со своим коллективом, который так и называется «Театр балета Бориса Эйфмана».

Это честь и ответственность. За эти годы у лидера были соблазны поискать иные пути вне коллектива, но остался и остается ему верен. Как Наполеон, веривший в свою Старую гвардию. Как Мравинский, который соглашался гастролировать только со своим оркестром. Эйфман, как настоящий император, искусства знает в своей империи все и всех, он невероятно внимателен к каждому, кто рядом с ним. Сам был тому свидетелем. Но и требует, как лидер, от своих поданных отдачи и «полной гибели всерьез».

Он заботится о смене и потому создал Академию танца своего имени, и поселил ее в само современное здании, где даже есть многоярусный зрительный зал. Но это еще не все. Он верит и ждет, когда пестуемый им много лет проект Дворца танца станет реальностью. Вот тогда-то он и поставит те спектакли, о которых напряженно думает в последнее время. Список впечатляет своей парадоксальностью – «Лебединое озеро», «Псалмы Давида» и «Преступление и наказание». И в этом весь креативный и танцевальный гений Эйфмана, который вернул современному балету страсти и мысли, образы и радость ярких впечатлений.

Он не боится классики – балетной, литературной, музыкальной. Наоборот – он смело втягивает ее в орбиту своих постановочных и хореографических идей. Настолько смело, что кажется, будто Чайковский и Равель специально для него сочиняли свои мелодии. Про отношения со словесностью я вообще молчу. Кто еще, кроме Эйфмана, мог ставить балеты по Льву Толстому, Антону Чехову и Федору Достоевскому, интерпретировать жизнь Чайковского и Родена, Мольера и Павла Первого. Не говоря уже о золотой эпохе 1920-х годов и кровавых видений русских революций?

У Бориса Эйфмана к любому сюжету или теме всегда личное отношение. Недаром так была субъективна его версия «Онегина», а один из его спектаклей и вовсе назывался «Мой Иерусалим».

Мы можем только позавидовать самим себе и нашему городу в том, что такой мощный и упорный гений мира танца живет и творит на берегах Невы. Город с благодарностью отвечает на сильный творческий посыл именитого Мастера, по его собственным словам, вдохновляя его.

И пусть империя Бориса Эйфмана хранит своего императора танца, даруя ему новые силы для свершения всего того, что он намерен осуществить.

Сергей Ильченко

КАК ОТМЕЧАЮТ

В Санкт-Петербурге, на сцене Александринского театра стартовал показ серии лучших спектаклей Бориса Эйфмана Впереди показ балетов: «Анна Каренина» (17 и 18 июля), «Эффект Пигмалиона» (19 и 20 июля) и «Роден, ее вечный идол» (21 июля).

А непосредственно 22 июля здесь же состоится юбилейный вечер Бориса Яковлевича.

Далее театр отправился в Москву, где на исторической сцене Большого театра продолжил показ юбилейной серии своих постановок. Гастроли в Большом театре пройдут в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес», в партнерстве с которым труппа покажет в столице уже восьмую премьеру.

КНИГА – ЛУЧШИЙ ПОДАРОК

В канун юбилея прессе было презентовано уникальное издание - двухтомная книга-летопись «Балет Бориса Эйфмана. Магический театр танца» (Санкт-Петербург: «Редкая книга из Санкт-Петербурга», 2020, 536 c.) посвящена 40-летней истории Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана – одной из ведущих балетных трупп современной России, основанной в 1977 году и снискавшей всеобщее признание как в нашей стране, так им за рубежом.

Автором текстов и редактором книги стала Татьяна Боборыкина – кандидат филологических наук, доцент, старший преподаватель кафедры междисциплинарных исследований в области языка и литературы факультета свободных искусств и наук СПбГУ. В ее насыщенной научной карьере – многочисленные публикации, выступления и труды, посвященные представителям зарубежной и отечественной литературы, а также искусству Бориса Эйфмана.

В работе над изданием в качестве составителей также принимали участие заведующая архивом Академического театра балета Екатерина Щавинская и приглашенные специалисты Елена Федяхина и Юлия Прохорова. Макет книги подготовлен дизайнером Евгением Григорьевым.

Летопись в хронологической последовательности подробно рассказывает обо всех спектаклях, выпущенных в 1977–2017 гг. Борисом Эйфманом и его труппой. Каждую постановку читателю представляют ее непосредственные участники и создатели: артисты театра, авторы сценографии, педагоги-репетиторы. Их эксклюзивные воспоминания, собранные в книге, формируют живой увлекательный рассказ, знакомящий аудиторию с тайнами творческого процесса. Прямую речь танцовщиков и художников дополняют официальные документы и фрагменты из знаковых рецензий на балеты Бориса Эйфмана. Таким образом, читатель получает уникальную возможность увидеть творческий путь хореографа и его театра с принципиально разных углов зрения.

Екатерина Фролова

ПЯТЬ ЛУЧШИХ СПЕКТАКЛЕЙ БОРИСА ЭЙФМАНА (выбор «Культурного Петербурга»)

· «Чайковский» (1993)

· «Дон Кихот, или Фантазии безумца» (1994)

· «Карамазовы» (1995)

· «Анна Каренина» (2005)

· «Роден» (2011)

БОРИС ЭЙФМАН – АРТИСТ КИНО

Дважды Борис Яковлевич снимался в игровом кино. В 1982 году в драме Ильи Авербаха «Голос» он сыграл практически самого себя – балетмейстера, который появляется в кадре в нескольких эпизодах. В 2018 году он вновь появляется на экране в фильме Екатерины Двигубской «Опасные танцы».