Найти в Дзене
Daily Culture

Почему "Чёрная вдова" не такой уж плохой фильм

Некоторые критики и зрители уже называют “Вдову” худшим фильмом MCU. Видимо, они подзабыли о существовании “Капитана Марвел”, "Невероятного Халка", "Тора 2" и некоторых других не настолько однозначно неудачных проектах Marvel. Но это всё вкусовщина, да и “Вдову” есть за что ругать. Например, стандартный для Marvel слив злодея, затянутый финал, мало экшена. Это всё понятно. Но есть несколько “но”, благодаря которым от фильма можно получить удовольствие. В современном массовом кино режиссёр - это как королева Англии. Он царствует, но не правит. Именно на это всегда жалуется Андрей Кончаловский, когда рассказывает о том, как снимал, да так и не доснял “Танго и Кэш”. Главное, что требуется от режиссёра фильма с бюджетом в 200 млн долларов, — это создать нужную атмосферу в кадре. Если атмосфера правильная, то и повторяющиеся из фильма в фильм реплики и набившие оскомину сюжетные повороты уже не так раздражают искушённого зрителя. Всё остальное сделают аниматоры под строгим студийным надзоро

Некоторые критики и зрители уже называют “Вдову” худшим фильмом MCU. Видимо, они подзабыли о существовании “Капитана Марвел”, "Невероятного Халка", "Тора 2" и некоторых других не настолько однозначно неудачных проектах Marvel. Но это всё вкусовщина, да и “Вдову” есть за что ругать. Например, стандартный для Marvel слив злодея, затянутый финал, мало экшена. Это всё понятно. Но есть несколько “но”, благодаря которым от фильма можно получить удовольствие.

В современном массовом кино режиссёр - это как королева Англии. Он царствует, но не правит. Именно на это всегда жалуется Андрей Кончаловский, когда рассказывает о том, как снимал, да так и не доснял “Танго и Кэш”. Главное, что требуется от режиссёра фильма с бюджетом в 200 млн долларов, — это создать нужную атмосферу в кадре. Если атмосфера правильная, то и повторяющиеся из фильма в фильм реплики и набившие оскомину сюжетные повороты уже не так раздражают искушённого зрителя. Всё остальное сделают аниматоры под строгим студийным надзором. Правда, стоит оговориться, что есть редкие исключения. Например, Тайка Вайтити недавно похвастался, что на четвёртом “Торе” Disney оставил его без надзора и позволил сделать всё, как он хочет. Теперь Тайка переживает, что за получившееся непотребство его теперь могут уволить. Возможно, таким же авторитетом обладает и Джеймс Ганн.

"Берлинский синдром".
"Берлинский синдром".

В случае с “Чёрной вдовой” режиссёр Кейт Шортланд скорее всего была как раз королевой, а не Вайтити. Дело в том, что самый известный фильм Шортланд - триллер “Берлинский синдром” - про то, как психопат заточил девушку в берлинской квартире, но при этом делал вид, что у них нормальные любовные отношения. “Синдром” в своё время, как и “Вдову”, ругали за невнятный сценарий, но атмосферу всё же хвалили. Во “Вдове”, как и в “Синдроме”, мужик удерживает в плену женщин/женщину. Поэтому Disney и обратился к Шортланд. Так вот, мне кажется, что всё плохое в фильме от сценаристов и студии, а всё хорошее от режиссёра.

Шортланд справилась со своим основным заданием по созданию атмосферы. Она раздвинула границы ловушки, в которую попадают женщины до размеров Красной комнаты и потом всего мира. В “Берлинском синдроме” героине надо было сбежать из квартиры, в марвеловском комиксе куда бы вдовы не бежали, они везде в опасности. Эта опасность и “душность” разросшейся “Красной комнаты” ощутима в “Чёрной вдове”. Хороша ещё вступительная сцена фильма, про жизнь советских шпионов в Огайо. Последний тихий летний вечер в жизни двух маленьких девочек: американское шоссе, американский футбол, American Pie. Мирная, но в то же время тревожная сцена. Зритель только лишь догадывается о настоящей профессии “американской” семьи, но девочки-то уже всё знают и хотят надышаться перед смертью. Эта сцена в 10 раз атмосфернее всего третьего “Железного человека”. А дочь Миллы Йовович в роли юной Наташи даст фору всем детям-актёрам во всей MCU.

-3

Но зрителя, тем более постоянного зрителя Marvel, можно понять. Потому что гораздо хуже тех недостатков, о которых было сказано выше (для русскоязычного зрителя к этим недостаткам надо добавить клюкву, а для англоговорящего - раздражающий русский акцент всех главных героев картины), на восприятие влияет место “Вдовы” в MCU. Ей бы выйти до “Войны бесконечности”, но вышла картина только в четвёртой фазе, да ещё и с задержкой на год. Зритель привык, что фильмы Marvel - это эпизоды масштабного сериала, в конце которого будет большая битва. Каждый эпизод немного приоткрывал завесу тайны над общим замыслом создателей, вводил новых персонажей. “Вдова” же ничего нового нам не открывает, мы всё уже про неё знаем. Даже заварушку в Будапеште с Клинтом Бартоном снова не показали, снова о ней только говорят. Формально для MCU прок от “Вдовы” только в том, чтобы познакомить нас с Еленой в исполнении Флоренс Пью. И то Елена нужна только лишь для сериала “Соколиный глаз”. Не знаю, как воспримут фильм зрители, мало знакомые с MCU, но для тех, кто следил за предыдущими тремя фазами киновселенной, “Чёрная вдова” малоинтересна по умолчанию. Однако я призываю фанатов Marvel дать не самому интересному, но самому красивому Мстителю шанс. И попробовать отнестись к нему вне контекста киновселенной.

Текст: Михаил Мосягин

Фото: свободные источники