Блеснувшее на Каннском фестивале платье с золотыми «бронхами» от дома Скиапарелли стало сигналом о возращении знаменитой прежде фамилии на модный Олимп. О возрождении бренда и модного дома было объявлено восемь лет назад, спустя полвека после его закрытия.
Основательница этого дома Эльза Скиапарелли (1890 – 1973) обычно поминается как неудачливая конкурентка Коко Шанель, но на самом деле это один из самых плодовитых дизайнеров 20-го века, чьими идеями мы до сих пор пользуемся каждый день.
Итальянка Эльза Скиапарелли, племянница знаменитого исследователя Марса с той же фамилией, была в первую очередь известна своими эпатажными работами, созданными в соавторстве с Сальвадором Дали. Но многое, что казалось эпатажным в 20-е и 30-е годы прошлого столетия, сейчас стало обыденностью, вот некоторые из изобретений Скиапарелли, которые в ходу до сих пор:
· Цвет «фуксия», который в начале 20-го века называли «шокирующий розовый», и носить который до запущенной Скиапарелли моды было неприлично.
· Облегающее платье с запАхом и драпировкой, которое в каждое десятилетие вспоминается и снова становится очень модным – изобретено в 1930-х Эльзой Скиапарелли.
· Открытые застежки-молнии на платьях-футлярах (сейчас так делают все, а до Скиапарелли «молния» считалась грубым элементом и скрывалась) и молнии как элемент декора
· «Разделенная юбка» - предвестница шорт, изобретенная для активного женского спорта в конце 1920-х. Скандалом и сенсацией стало появление в 1931-м году на чемпионате Франции по теннису чемпионки Лили де Альварес в такой юбке-шортах.
· Принт в виде страницы газеты или журнала – впервые придуманный был, конечно, с кусками статей о самой Скиапарелли
· Текстурная ткань-жатка, имитирующая мятую бумагу или древесную кору (это была еще малопопулярная в 1920-е искусственная ткань вискоза, специально вываренная и обработанная, чтобы оставаться в жатом состоянии), и вообще искусственные ткани.
· Вязаная одежда с «обманными» деталями, когда воротничок или бант вывязаны на полотне
· Флаконы духов причудливой формы – например в виде женской фигуры для парфюма Shocking!, выпущенного в 1936 году. Идею подала актриса Мэй Уэст, которая часто заказывала одежду у Скиапарелли и, чтобы не приезжать на примерки, выслала в ателье гипсовую копию своей фигуры.
Причиной закрытия модного дома Эльзы Скиапарелли в 1950-е годы называют проигрыш в конкуренции дому Шанель и невозможность подстроиться под новые требования модного рынка. Но более вероятной причиной стало то, что новатором и изобретателем в своей фирме Эльза была сама, и она не подготовила себе достойного приемника, поэтому, когда возраст заставил ее уйти на покой, ей некому было передать управление брендом.
Сейчас заново открытый модный дом Скиапарелли регулярно выпускает очередные коллекции, так что можно ожидать еще интересных новинок.
Еще по теме: