Найти в Дзене

Юнона и Авось, Совок и Ежи как кони

Бюст Ленина в Симеизе. Ну, очень удивилась
Бюст Ленина в Симеизе. Ну, очень удивилась

"Нас мало, нас адски мало, а самое страшное, что мы - врозь..." Это одна из песен "Юноны и Авось". Для меня почему-то там главная. Всем нравится Белый шиповник, Ты меня на рассвете разбудишь, а эту песню мало кто помнит оттуда. Меня она зацепила ещё тогда. И каждый раз всплывает в памяти теми или иными строчками. Наверно, не надо ещё сбрасывать со счетов мою молодость на тот момент и то, какие красивые, с оголёнными торсами, артисты-мужчины её пели. Ну, это шутка, конечно. Могли бы не оголяться, но это тоже вбивало текст в мозги.

Для меня часто какие-то строчки бывают маркерами тех или иных событий и ситуаций. Вся песня может быть безусловно хороша, но ты цепляешь для себя что-то в ней, возможно, не центровое, и всё - готов образ чего-то. Так, например, в Скованных одной цепью для меня главной строчкой стало "мерилом работы считают усталость". И это для меня полностью про "совок".

Вот, я для себя разграничиваю Советский Союз с моим прекрасным детством, с человеческим добром, с отменной культурой, с безопасностью жизни и всем тем, что советская власть, декларируя государство для рабочих, крестьян и интеллигенции, выполняла или стремилась выполнить, и "совок", который для меня одно сплошное безобразие с бессмысленными запретами, ограничениями, препонами, с недоориентированностью экономики на нормальную человеческую жизнь. Сюда можно отнести всё, от колготок, колбасы, прокладок, обуви, дезодорантов с туалетной бумагой до автомобилей и чайников. Те, кто жил в советские времена, не дадут соврать, что, при нормальных человеческих отношениях в обществе, в быту и в повседневной жизни не хватало многого по-настоящему необходимого. Именно поэтому мы вспоминаем задушевность Нового года и считаем мандарины и апельсины запахом этого праздника.

Почему-то по Советскому Союзу ностальгируют люди достаточно молодые, которые могут о нём иметь лишь младенческие или подростковые воспоминания. Но они с пеной у рта в любом споре в социальных сетях встают на его защиту. Кстати, есть ещё один парадокс. С высокомерной брезгливостью о Советском Союзе говорят те, кто получил там себе привилегии, славу и благосостояние. Вот эти 2 категории своих сограждан я не понимаю. Первых хочется спросить: что ты Гекубе, что Гекуба тебе? А вторых хочется бомбануть солью, как товарища Саахова, перфразировав бессмертный текст: а жрали вы в три горла по капиталистическим законам или, может быть, по капиталистическим законам вы всё получили бесплатно?

Вот, кто имеет полное право ностальгировать по Советскому Союзу, так это люди за 80 лет. Именно те, кто добился, пробился и состоялся в реальном обществе равных возможностей, кто своим трудом создал нам все те фундаментальные материальные блага страны, которые эксплуатируются до сих пор. Эти люди могли рассчитывать на достойную старость. Но не получилось. Мы им не дали. Мы - это те, кому от 45 до 70 лет. Те, кто могли на что-то влиять в своей стране, когда она начала меняться, и перемены могли быть колоссально позитивными. Мы не дали нашим старикам достойной старости, сначала все дружно бросившись колотить бабло и понты, а потом потеряв страну в результате "проголосуют и без нас". Вот именно мы, не любившие "совок", а не Советский Союз (вряд ли кто мог представить в здравом уме и твёрдой памяти, что твоя страна развалится напрочь), сдали без боя, попросту слили нашу прекрасную будущность настоящим "совкам", пошлым, неумным, примитивным стяжателям. Это к строчкам в начале.

Дело в том, что нормальных, достойных, хороших людей не "адски мало", а в том, что "мы - врозь". За всю свою жизнь с разными обстоятельствами сверху-вниз и снизу-верх (и так не один раз) я вывела для себя некое соотношение человеческого материала в нашем социуме. Я считаю, что по-настоящему хороших людей у нас процентов 30. И это не зависит от качеств их характера: жёсткий, мягкий, добрый, холодный, отстранённый, дружелюбный, завистливый или нет. Это те, кто всегда занимаются делом, созидают, живут по совести, приходят в трудную минуту на помощь, не оставляют в беде и сознают свою ответственность.

Откровенно плохих людей в обществе процентов 20. Это и чикатилы, и воры, и мошенники, и подонки, и люди без чести и совести, и равнодушные к чужому горю и страданиям. Как и в первом случае, спектр широкий. Там от героев до обычных людей. И здесь от тихушной подловатости до полной бесчеловечности. Первых объединяет отношение к жизни и к людям по нравственному закону. И вторых тоже объединяет, но уже безнравственность и равнодушие.

А посередине находятся 50% тех, кто при тех или иных обстоятельствах может качнуться, как в сторону добра, так и в сторону зла. Добра и зла разной степени, но именно примкнуть и поддержать то, что хорошо или плохо. Это, кстати, не страшно, так как об этом есть у Стивенсона в Странной истории мистера Джекила и доктора Хайда. В человеке равно замешано света и тьмы, вопрос только в том, что выпустит человек наружу. Так вот, эти 50% могут и подняться в атаку на врага, а могут устроить гон на слабого и забиваемого. И всё зависит исключительно от того, кто объединился в ситуации больше, что больше транслируется в общественные настроения. К сожалению, мы, эти 30%, практически никогда не даём эту цифру. У нас каждый - это та одна сотая процента, которую свои же не рвутся поддержать. Но мы - хорошие. А вот 20% - это всегда сплочённость и нахрап. И конечно, к ним и рекрутируются те, кто готов быть "со всеми вместе". Именно поэтому я и пишу, что "мы" не дали достойной старости тем, кто подарил нам всё своим трудом и жизнью. Мы, которые врозь. Мы, могущие нести добро горстями все вместе, несём его по крупицам каждый в своей ладони. Много ли принесём?

И немного про совок. В Совке позднем очень не любили талантливых и способных. Уже тогда стала довлеть серость и усреднённость. Поэтому человек, могущий что-то изобрести, что-то быстро сделать, в чём-то разобраться и улучшить, вызывал раздражение. Причём, не у своего окружения, рабочего, трудового или просто социального, а именно у рулящих и руководящих. Ум и сообразительность очень раздражали "каменные ж...пы", как их тогда называли: ту серость, которая вылезла, возвысилась и всё вокруг оккупировала. Радзинский в какой-то передаче сказал об этом так: "Лояльность сделали мерилом профессионализма". А у Нау было: "здесь мерилом работы считают усталость". То есть, не важны твои качества, главное, сколько внешнего мартышкиного труда ты затратил в своей работе, что физического, что интеллектуального труда. Вот из такого-то Совка мы и стремились вырваться. А вместо этого разрушили дом и "выбираемся на авось" из всего, что натворили.

Не хочется грустно заканчивать. Поэтому напоследок один из любимых анекдотов.

Бежит стадо ежей по полю. Дикий топот, пыль столбом. Впереди вожак. Вдруг вожак резко тормозит, разворачивается и кричит стаду: Стоять! Ежи остановились, как вкопанные. Потом командует: Пастись! Ежи начинают щипать траву. Вожак смотрит на пыль столбом сзади и на пасущихся на травке ежей и гордо кричит: Ежи! А всё-таки мы - КОНИ!