Текст целиком и полностью написан исключительно автором данного блога.
Все изделия, приведённые рисунки и фотографии выполнены автором.
Пост не содержит никакой запрещенной, или ограниченного пользования информации. Пост касается исключительно описания процесса работы с деревом и изготовления из него различных полезных предметов.
Данный пост не является услугами по просветительской деятельности и не подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».
Читаем медленно и вдумчиво, не забываем дочитывать текст до конца!
Будьте здоровы и хорошего всем настроения!
Попросили меня сделать заколку для волос. Больше года я раскачивался, но в конце концов решил отложить на время изготовление ложек и переключиться на другие изделия.
Об изготовлении заколок я уже несколько раз писал, но если вещи востребованы, то к их изготовлению возвращается снова и снова. Но так как у меня не поточное производство, то всякий раз я стараюсь сделать что-то новое, не похожее на предыдущее. Вот и в этот раз решил сделать заколку с изображением листьев дуба и с желудями (куда же без них!)
За основу взял реальный дубовый лист. Вот такой:
Нарисовал композицию из двух дубовых листьев (большой и маленький) и добавил два жёлудя.
Теперь постараюсь воплотить это в дереве.
Как я уже писал ранее (здесь) были в китайском магазинчике (на Али) приобретены заготовки под заколки.
В принципе, если не планируется неоднократно делать заколки, то можно воспользоваться старой ненужной, или сломанной, и извлечь из неё основу. Но если планируется неоднократно изготавливать заколки, то почему бы и не приобрести основы, тем более что это не дорого.
Долго колебался, из чего и как делать заколку. Были варианты: сделать сборную из двух различных пород, чтобы листья лучше выделялись один от другого, или сделать из одного куска. Решил всё-таки резать из одного куска древесины. В качестве дерева выбрал калину, цвет древесины (как исходный, так и после обработки льняным маслом) напоминает цвет опавших дубовых листьев. Жёлуди решил вырезать из яблони, так как после обработки маслом цвет древесины похожа на цвет желудей, да и фактура по игре света тоже похожа. А вот шапочки желудей решил не вырезать, а воспользоваться настоящими, хотя при их отсутствии можно было бы и вырезать.
Давненько у меня валялось поленце калины, я из неё еще ложки вырезал, о чём писал раньше (здесь). Теперь решил и заколку сделать.
Но тут меня ждал облом – поленце всё пошло множественными глубокими трещинами, до 20 сантиметров в глубину.
Конечно, теоретически можно было вырезать и из такого, а трещины попытаться как-то обыграть, или залить эпоксидной смолой. Но, мне этот путь не понравился. В общем, я решил поискать ещё другой кусочек. И нашёл! Другие поленца калины хранились у меня упакованные в полиэтиленовый пакет, и они, хоть и высохли, но совершенно не потрескались. Вот с этим-то я и буду работать.
От поленца откалываю полосу толщиной около двух – двух с половиной сантиметров.
Большая толщина необходима, так как надо будет сделать изгиб, как в продольном, так и поперечном направлениях. Как всегда, отколотая часть немного идёт винтом, поэтому выравниваю её при помощи топора. Получается вот такая заготовка.
Внутренние слои древесины (ядро) более тёмные, если использовать внешний слой (заболонь), то получится менее выраженная по цвету деталь. Поэтому решил, что лицевая сторона заколки будет с ядровой стороны. С противоположной стороны надо выбрать углубление под изгиб заколки. Сначала немного стёсываю поверхность заготовки и делаю надпил для облегчения выборки углубления.
Топориком делаю предварительную выборку углубления под заколку. Более-менее подходит, более точная подгонка будет на следующих этапах.
Чтобы придать заколке поперечную кривизну, произвожу ещё большее углубление при помощи клюкарзы. Древесина калины не очень твёрдая, режется относительно легко (хотя не липа, конечно!).
С тыльной стороной пока закончил. Следующий этап – нанесение рисунка с лицевой стороны. Для переноса рисунка можно воспользоваться копиркой. Но от неё остаются чёрные пачкающие следы, особенно если она новая. Поэтому я применяю другой, более древний способ – тыльную сторону рисунка заштриховываю простым мягким карандашом.
Потом рисунок прикладываю на заготовку и обвожу сверху по контурам. На заготовке получаю вполне чёткий отпечаток, который при необходимости легко удаляется обычным ластиком.
Как другой вариант, можно было произвести накалывание контура рисунка тонкой иглой. После этого в принципе на дереве видны следы проколов. А при желании можно было проколы присыпать тонко молотой сажей. Но сажа пачкается, поэтому я этот способ решил не использовать.
Ножом начинаю постепенно выборку внешнего контура.
Для этого конечно можно использовать и электроинструмент (электролобзик, ленточную пилу), но и обычным ножом древесина калины прекрасно режется. Получилась вот такая деталь.
Можно переходить к следующему этапу. Восстанавливаю рисунок мелкого листика. И произвожу грубую первичную обработку большого.
Придаю изгиб (поворот) малому листку, чтобы он был под углом к большому.
При резьбе из дерева, коэффициент использования материала (КИМ) значительно меньше единицы, как минимум две трети, а то и до 90 процентов уходит в стружку. Главное – достаточно часто ненужные отходы убирать, а то в них может потеряться что-нибудь нужное.
Продолжаю работу. Теперь вырезаю другую часть малого листика. Сначала резчицкими ножами прорезаю контур, а затем стамеской выбираю древесину.
После этого полукруглыми стамесками придаю листу объёмность и выделяю жилки.
Ещё немного подрабатываю объём и выделяю жилки церазиком – так они будут лучше видны.
Перехожу к вырезанию большого листа. Также полукруглыми стамесками и клюкарзами придаю объём листу – выбираю углубления между основными жилками.
Основная резьба листьев закончена. Зашлифовываю их поверхность абразивными шкурками.
Перехожу к изготовлению желудей. Нашёл маленький кусочек древесины яблони. На нём нарисовал проекции двух желудей. Желуди, естественно, буду делать не в толном объёме, а только в половину толщины, поэтому кусочка толщиной в 7-8 мм вполне достаточно.
Ножом откалываю необходимые кусочки и вырезаю половинки желудей. Решил сделать с запасом. Заодно подобрал шапочки о реальных желудей.
Клеем ПВА вклеиваю изготовленные псевдо жёлуди в шапочки.
Аккуратно удаляю излишки шапочек. Я для этого использовал обычный лобзик, но можно было выполнить и обычным ножом.
Примеряю жёлуди на листах и обозначаю их месторасположение. Приступаю к выборке углублений под жёлуди.
Ну вот, под один жёлудь углубление выбрал, можно приступать ко второму.
Два углубления готовы.
Вклеиваю псевдо жёлуди в листья сначала клеем ПВА, а затем ещё промазываю по контуру эпоксидной смолой. Подчищаю все части абразивными шкурками до общей гладкости и желаемой чистоты поверхности.
Следы от эпоксидной смолы некритичны, при покрытии изделия льняным маслом или той же разбавленной эпоксидкой они будут не видны.
Тщательно просушиваю изделие в термошкафу и горячим окунаю в льняное масло. В течение получаса масло постепенно впитывается в поры. Цвет меняется на более насыщенный.
На тыльной стороне ставлю именное клеймо и прикручиваю основу заколки очень мелкими саморезиками (такие при необходимости можно извлечь из многих современных сломанных игрушек).
Вид с тыльной стороны.
Вид сбоку.
А вот как эта заколка выглядит в волосах:
Дочитали до конца поста? Не забываем ставить лайк и оставлять комментарии!