Найти тему
Дед Ложкарь

Заколка «Дубовые листья»

Текст целиком и полностью написан исключительно автором данного блога.

Все изделия, приведённые рисунки и фотографии выполнены автором.

Пост не содержит никакой запрещенной, или ограниченного пользования информации. Пост касается исключительно описания процесса работы с деревом и изготовления из него различных полезных предметов.

Данный пост не является услугами по просветительской деятельности и не подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».

Читаем медленно и вдумчиво, не забываем дочитывать текст до конца!

Будьте здоровы и хорошего всем настроения!

Попросили меня сделать заколку для волос. Больше года я раскачивался, но в конце концов решил отложить на время изготовление ложек и переключиться на другие изделия.

Об изготовлении заколок я уже несколько раз писал, но если вещи востребованы, то к их изготовлению возвращается снова и снова. Но так как у меня не поточное производство, то всякий раз я стараюсь сделать что-то новое, не похожее на предыдущее. Вот и в этот раз решил сделать заколку с изображением листьев дуба и с желудями (куда же без них!)

За основу взял реальный дубовый лист. Вот такой:

Нарисовал композицию из двух дубовых листьев (большой и маленький) и добавил два жёлудя.

-2

Теперь постараюсь воплотить это в дереве.

Как я уже писал ранее (здесь) были в китайском магазинчике (на Али) приобретены заготовки под заколки.

-3

В принципе, если не планируется неоднократно делать заколки, то можно воспользоваться старой ненужной, или сломанной, и извлечь из неё основу. Но если планируется неоднократно изготавливать заколки, то почему бы и не приобрести основы, тем более что это не дорого.

Долго колебался, из чего и как делать заколку. Были варианты: сделать сборную из двух различных пород, чтобы листья лучше выделялись один от другого, или сделать из одного куска. Решил всё-таки резать из одного куска древесины. В качестве дерева выбрал калину, цвет древесины (как исходный, так и после обработки льняным маслом) напоминает цвет опавших дубовых листьев. Жёлуди решил вырезать из яблони, так как после обработки маслом цвет древесины похожа на цвет желудей, да и фактура по игре света тоже похожа. А вот шапочки желудей решил не вырезать, а воспользоваться настоящими, хотя при их отсутствии можно было бы и вырезать.

Давненько у меня валялось поленце калины, я из неё еще ложки вырезал, о чём писал раньше (здесь). Теперь решил и заколку сделать.

Но тут меня ждал облом – поленце всё пошло множественными глубокими трещинами, до 20 сантиметров в глубину.

-4
-5

Конечно, теоретически можно было вырезать и из такого, а трещины попытаться как-то обыграть, или залить эпоксидной смолой. Но, мне этот путь не понравился. В общем, я решил поискать ещё другой кусочек. И нашёл! Другие поленца калины хранились у меня упакованные в полиэтиленовый пакет, и они, хоть и высохли, но совершенно не потрескались. Вот с этим-то я и буду работать.

От поленца откалываю полосу толщиной около двух – двух с половиной сантиметров.

-6

Большая толщина необходима, так как надо будет сделать изгиб, как в продольном, так и поперечном направлениях. Как всегда, отколотая часть немного идёт винтом, поэтому выравниваю её при помощи топора. Получается вот такая заготовка.

-7

Внутренние слои древесины (ядро) более тёмные, если использовать внешний слой (заболонь), то получится менее выраженная по цвету деталь. Поэтому решил, что лицевая сторона заколки будет с ядровой стороны. С противоположной стороны надо выбрать углубление под изгиб заколки. Сначала немного стёсываю поверхность заготовки и делаю надпил для облегчения выборки углубления.

-8

Топориком делаю предварительную выборку углубления под заколку. Более-менее подходит, более точная подгонка будет на следующих этапах.

-9

Чтобы придать заколке поперечную кривизну, произвожу ещё большее углубление при помощи клюкарзы. Древесина калины не очень твёрдая, режется относительно легко (хотя не липа, конечно!).

-10

С тыльной стороной пока закончил. Следующий этап – нанесение рисунка с лицевой стороны. Для переноса рисунка можно воспользоваться копиркой. Но от неё остаются чёрные пачкающие следы, особенно если она новая. Поэтому я применяю другой, более древний способ – тыльную сторону рисунка заштриховываю простым мягким карандашом.

-11

Потом рисунок прикладываю на заготовку и обвожу сверху по контурам. На заготовке получаю вполне чёткий отпечаток, который при необходимости легко удаляется обычным ластиком.

-12

Как другой вариант, можно было произвести накалывание контура рисунка тонкой иглой. После этого в принципе на дереве видны следы проколов. А при желании можно было проколы присыпать тонко молотой сажей. Но сажа пачкается, поэтому я этот способ решил не использовать.

Ножом начинаю постепенно выборку внешнего контура.

-13

Для этого конечно можно использовать и электроинструмент (электролобзик, ленточную пилу), но и обычным ножом древесина калины прекрасно режется. Получилась вот такая деталь.

-14

Можно переходить к следующему этапу. Восстанавливаю рисунок мелкого листика. И произвожу грубую первичную обработку большого.

-15

Придаю изгиб (поворот) малому листку, чтобы он был под углом к большому.

-16

При резьбе из дерева, коэффициент использования материала (КИМ) значительно меньше единицы, как минимум две трети, а то и до 90 процентов уходит в стружку. Главное – достаточно часто ненужные отходы убирать, а то в них может потеряться что-нибудь нужное.

Продолжаю работу. Теперь вырезаю другую часть малого листика. Сначала резчицкими ножами прорезаю контур, а затем стамеской выбираю древесину.

После этого полукруглыми стамесками придаю листу объёмность и выделяю жилки.

-17

Ещё немного подрабатываю объём и выделяю жилки церазиком – так они будут лучше видны.

-18

Перехожу к вырезанию большого листа. Также полукруглыми стамесками и клюкарзами придаю объём листу – выбираю углубления между основными жилками.

-19

Основная резьба листьев закончена. Зашлифовываю их поверхность абразивными шкурками.

Перехожу к изготовлению желудей. Нашёл маленький кусочек древесины яблони. На нём нарисовал проекции двух желудей. Желуди, естественно, буду делать не в толном объёме, а только в половину толщины, поэтому кусочка толщиной в 7-8 мм вполне достаточно.

-20

Ножом откалываю необходимые кусочки и вырезаю половинки желудей. Решил сделать с запасом. Заодно подобрал шапочки о реальных желудей.

-21

Клеем ПВА вклеиваю изготовленные псевдо жёлуди в шапочки.

Аккуратно удаляю излишки шапочек. Я для этого использовал обычный лобзик, но можно было выполнить и обычным ножом.

-22

Примеряю жёлуди на листах и обозначаю их месторасположение. Приступаю к выборке углублений под жёлуди.

-23

Ну вот, под один жёлудь углубление выбрал, можно приступать ко второму.

-24

Два углубления готовы.

-25

Вклеиваю псевдо жёлуди в листья сначала клеем ПВА, а затем ещё промазываю по контуру эпоксидной смолой. Подчищаю все части абразивными шкурками до общей гладкости и желаемой чистоты поверхности.

-26

Следы от эпоксидной смолы некритичны, при покрытии изделия льняным маслом или той же разбавленной эпоксидкой они будут не видны.

Тщательно просушиваю изделие в термошкафу и горячим окунаю в льняное масло. В течение получаса масло постепенно впитывается в поры. Цвет меняется на более насыщенный.

-27

На тыльной стороне ставлю именное клеймо и прикручиваю основу заколки очень мелкими саморезиками (такие при необходимости можно извлечь из многих современных сломанных игрушек).

Вид с тыльной стороны.

-28

Вид сбоку.

-29

А вот как эта заколка выглядит в волосах:

-30

Дочитали до конца поста? Не забываем ставить лайк и оставлять комментарии!