Я совершенно уверен, что серия игр X-Com не нуждается в особом представлении. Игроки со стажем, конечно помнят великолепную первую часть этой игры, довольно сложную вторую (хотя по сути - просто модификацию первой), и спорную, но интересную третью часть. Те, кто помоложе, конечно в курсе того переосмысления игры, которое представила нам компания Firaxis. Между ними было ещё три игры от чешской Altar Games и более-менее каноничная UFO: Extraterrestrials от Paradox Interactive (которая, кстати, скоро разродится продолжением). Но они так и не стали "каноном". Однако речь пойдет именно о самой первой (и немножко о второй) части, об их переиздании для современных компьютеров. И начнем мы с классики.
1. Open X-Com.
Как видно из названия, это открытое переиздание игры на заново переписанном движке игры. Хотя тут есть небольшая хитрость. Движок то открыт, а вот ресурсы игры нет. Поэтому для запуска необходимо купить оригинальную версию X-Com: Enemy Unknown, и поместить файлы игры в папку с движком. С 2015 года движок стал поддерживать и вторую часть (X-Com: Terror from the Deep), которую так-же необходимо приобрести. Цена вопроса - 49 рублей за игру на сайте Gog. Ну, или может быть, оригинальная игра завалялась где-нибудь у вас в запасниках. В общем, достать их не трудно, было-бы желание. Кстати файлы обеих игр можно поместить в папку с движком, и выбирать желаемую уже из меню лаунчера. Итак, что-же мы получаем, потратив 98 гипотетических рублей и несколько минут на установку всего контента? Мы получаем возможность сыграть в оригинальные первую и вторую часть в разрешении вплоть до 1920х1080, полностью на русском языке, и даже с какими-то графическими фильтрами, коих тут великое множество. Дело в том, что не смотря на высокое разрешение, картинку в игре никто не перерисовывал, и если от фильтров отказаться (а такая опция тоже есть), выдаваемая картинка будет довольно несимпатична. Вся анимация, звуки, музыка, все игровые механики так-же полностью взяты из оригинальной игры. И если вы являетесь "счастливым" обладателем версии 1.00, где был баг с выбором уровня сложности (напомню, любой выбор автоматически сбрасывался на уровень "beginner" после первой тактической миссии), то и в новой версии он останется. Хотя на сайте openxcom есть патч, устраняющий его. Кстати и русификацию игры тоже надо скачивать отдельно. Но она есть, как и множество других языковых пакетов.
Немного пройдусь по сюжету и геймплею, чтобы иметь точку отсчета. Армия инопланетян тихой сапой проникла на Землю с целью то-ли истребить, то-ли поработить население нашей планеты. Каждое государство по отдельности оказалось не в силах противостоять этой угрозе, и поэтому была создана международная структура по противостоянию новой угрозе, под названием X-Com. Игра создавалась в то время (1993 год), когда многие люди еще верили в искреннее международное сотрудничество, поэтому каких-то намеков на гегемонию определенной стороны в игре нет. Даже форма солдат была совершенно нейтральной, и не напоминала ни одну из существующих армий. Да и формой это назвать было трудно. Какие-то дешевые куртки, уровня "Эконом-маркета". Задачей команды было - изучить угрозу и противостоять ей. Начиналась игра с постройки первой базы. Тут вам давалась полная свобода. Любой клочок суши мог послужить первым пристанищем. Хотите - посреди Европы, хотите - на острове в Океании. Но знание географии приветствовалось. Расположив базу рядом с крупным государством - вы могли рассчитывать на большую финансовую поддержку. Не из-за того, что вы рядом, а из-за того, что вам будет легче реагировать на враждебные действия на территории этого государства. Поставьте базу в Австралии, и вы гарантированно останетесь на самоокупаемости в ближайшие месяцы.
Построив базу вы начинаете отслеживать действия пришельцев в окружающей местности и заниматься расследованием вторжения. Первую функцию выполняют радары (чем больше, тем больше охват территории), вторую - ваши ученые. Засекаете НЛО, сбиваете, обследуете точку падения, привозите артефакты и изучаете их. Захват живых пришельцев - всячески приветствуется, особенно если они имеют высокий ранг. Исследуя технологии инопланетян вы улучшаете оружие и броню своих солдат. Допрашивая высокопоставленных пришельцев - вы исследуете их цели и приближаетесь к информации о расположении их главной базы. Таким образом, игра поделена на две основных части. Глобальную и тактическую. В глобальной части вы отслеживаете действия инопланетян (движение их летающих тарелок, террористическую активность, а так-же управляете собственной базой), а тактическая - это непосредственный контакт. И тут каждая миссия достойна отдельной серии. В тактической части вы управляете каждым из группы своих солдат, прибывших на место контакта. От 12 (в начале игры) душ до 26 на лучшем корабле. Каждых 4-х человек можно заменить на одну мобильную огневую платформу (танк или летающий танк, в зависимости от уровня прогресса в исследованиях). Управлять в таких миссиях вам придется каждым шагом своих подопечных. В зависимости от их уровней развития, которые улучшаются от вылета к вылету, количество очков действия, уровень меткости, энергия и психическое состояние увеличиваются. Боец, активно поучаствовавший в 20 вылетах становится просто этаким "терминатором", со 100% попаданием в цель.
В глобальном режиме вам предстоит не только отслеживать деятельность инопланетян, но и заниматься экономикой базы. Постройка модулей (их много, от дополнительного склада до психо-тренировочного модуля), продажа излишков, покупка (на начальных этапах) и производство (на более поздних) необходимого оборудования, оружия и боеприпасов, исследование новых технологий, в конце-концов, постройка новых баз (общего назначения, складских или производственных - решать только вам). Собственно говоря, сама игра иногда настолько увлекала, что уничтожение основной базы пришельцев откладывалось на неопределенный срок, и игра превращалась в экономический симулятор. Отстраивались базы-склады, производилось и продавалось неимоверное количество инопланетного оружия, финансовый баланс становился девятизначным... Инопланетяне из захватчиков превращались в натуральных "дойных коров". Но это было только в первой части. Вторая часть ломала всю стратегию. Все действие переносилось под воду (кроме террористических миссий) - но это только антураж. Главное различие - это появление лобстерманов. Эти монстры могли выдержать даже выстрел из импульсной установки (самого мощного оружия в игре). Их друзья - тасоты с удовольствием стреляли из этой-же установки в сторону вашего десантного корабля, и, при неблагоприятном стечении обстоятельств, могли в самом начале миссии оставить от прилетевшего отряда 4-5 человек. А если учесть, что в игре масса двухуровневых миссий - то потеря всего вылетевшего отряда часто становилась реальностью.
В общем, если хотите вспомнить старые ощущения (или узнать, с чего началась новая серия от Firaxis), то скачать сам движок игры под новые системы можно здесь. А купить ресурсы игр можно здесь: X-Com: Enemy Unknown и X-Com: Terror from the Deep. Русификатор к движку - здесь. Кроме того, к игре прилагается много модов, и различные патчи. Искать их здесь.
Системные требования укладываются в Pentium 3 и 256 МБ оперативки. Останавливаться на них в 2021 году - нет смысла.