Что это за работа такая - копирайтер? Откуда она взялась? И кому вообще нужны их услуги?
Предположу, что далеко не все знают о происхождении этой профессии. Поэтому эту статью я решила посвятить тому, с чего все начиналось, и кто внес наибольший вклад в развитие этого ремесла.
Первые копирайтеры появились еще до нашей эры. Правда, тогда такого термина еще не было, а вот функции копирайтинга - написать текст с целью прорекламировать товар - уже были. Первыми эти навыки стали использовать античные торговцы еще в IV век до н. э. Они писали примитивные тексты, чтобы разрекламировать свой товар. И в частности, подороже продать рабов. До наших дней дошли некоторые экземпляры подобной рекламы:
Он прекрасно слышит обоими ушами, видит обоими глазами. Гарантирую его умеренность в пище, честность, покорность.
В 1450 году Иоганн Гуттенберг собрал первый печатный станок. С его появлением стали печататься первые газеты. А в них появились первые рекламные объявления. И хотя профессии копирайтера тогда еще тоже не было, но умение складно составлять из слов фразы, чтобы заинтересовать покупателя, ценилось уже в те времена. По-настоящему рекламное дело стало развиваться в 1622, когда вышло первое печатное издание газеты «Weekly news».
В Российской империи реклама начала развиваться после 1862 года, когда был издан указ, разрешавший печатать рекламные объявления не только в официальных изданиях, как раньше, но и в частной прессе. Сразу же появилась конкуренция, и как следствие борьба за рекламодателей и читателей.
В Советском Союзе конкуренция сошла на нет, а с ней и качество рекламных текстов. Раз нет соперничества, то и можно и не напрягаться. Ярким исключением из этого правила был, пожалуй, только Владимир Маяковский, который задал высокую планку для советской рекламы. Вот только несколько его рекламных лозунгов:
Реклама ГУМа
Все, что требует
желудок,
тело
или ум, —
все
человеку
предоставляет
ГУМ
Реклама Чаеуправления
Важное известие
сообщаем вам:
этот —
пьет
вся Москва.
Граждане,
берегите интересы свои:
только
в
Чаеуправлении
покупайте
чаи
Реклама журнала «Огонек»
Беги со всех ног
покупать
«Огонек».
Но настоящий прорыв для рекламы и соответственно копирайтинга произошел в Америке в середине XIX века. Тогда там открылись первые рекламные агентства, в которые стали нанимать первых штатных копирайтеров.
Расцвет американского копирайтинга пришелся на первую половину XX века. Клод Хопкинс, Россер Ривз, Дэвид Огилви, Джон Кейплз, - это гуру рекламы того времени, которые первыми начали изучать поведение потребителей и отражать их потребности в текстах. Зачем? Да чтобы буквально за ручку привести человека в магазин и убедить его купить те или иные товары. В большинстве своем все приемы, которыми пользуются современные копирайтеры, основаны на исследованиях и находках того времени.
Современный копирайтинг - это не только тексты для рекламы. Это также пресс-релизы, посты для соцсетей, новостные и информационные тексты, описание товарных позиций, статьи для сайтов, тексты коммерческих предложений и много чего еще.
Скажу больше, вы сталкиваетесь с работой копирайтера ежедневно:
- в магазине, разглядывая упаковки продуктов,
- в телевизоре, когда любимый сериал прерывается на рекламу,
- в своем смартфоне, пролистывая соцсети.
Вот такая это, казалось бы, незаметная, но очень интересная и креативная профессия.
Если статья вам понравилась, не забудьте поддержать ее лайком. И подписывайтесь на мой канал. Я пишу много интересного о своей работе.