Найти тему
IQ.HSE

Пропагандист на обочине: как политработников советского тыла перековали в хозяйственников

Оглавление
«Агитатор» Иван Владимиров, 1947 год / Wikimedia Commons
«Агитатор» Иван Владимиров, 1947 год / Wikimedia Commons

В Великую Отечественную сотрудники Агитпропа на местах попали под власть регионального руководства. Социальный статус пропагандистов снизился. Их превратили в «менеджеров», а успехи в тылу стали измерять экономическими показателями. Как агитаторы утратили монополию на политический язык и стали «мотивационными спикерами»  — рассказывается в исследовании доцента НИУ ВШЭ в Перми Александра Чащухина.

Игра на понижение

В ситуации военного времени главы советских регионов вынуждены были решать множество задач для фронта и тыла. Они получили больше автономии, и, выполняя производственные планы, стали уделять меньше внимания вопросам идеологии.

Это не могло не отразиться на политработниках — лекторах, агитаторах и начальниках соответствующих подразделений. Все они подчинялись Управлению пропаганды и агитации (Агитпроп) ЦК ВКП(б), но на периферии зависели и от первого секретаря обкома. Поэтому, с началом войны, местные власти быстро перепрофилировали их из «носителей и трансляторов высокого политического знания в специалистов по хозяйственной отчетности и мобилизации трудовых ресурсов». Такая трансформация произошла помимо собственной воли пропагандистов и интересов их ведомства.

На улице Горького москвичи читают «Окна ТАСС», 1941 год / Сергей Струнников / Wikimedia Commons
На улице Горького москвичи читают «Окна ТАСС», 1941 год / Сергей Струнников / Wikimedia Commons

«Пропагандистских работников почти всюду используют больше всего в качестве уполномоченных по хозяйственным кампаниям, — жаловался в Секретариат ЦК один из агитпроповцев. — И, так как кампания набегает на кампанию, получается, что работник отдела пропаганды большую часть года занят лишь хозяйственно-административными делами…»

Новая практика распространялась по стране и приводила к тому, что «ответственные за идеологическую работу утрачивали официально декларируемые статусы».

«Социальный статус работника пропаганды оставался существенно ниже предписанной политической роли. Идеологические компетенции в глазах местного начальства если и конвертировались в экономическую пользу, то с большим понижением в региональной табели о рангах», — говорит Александр Чащухин.

Униженные и оскорбленные

Профессиональные бойцы за идеологию, ставшие «административными деятелями», теряли ориентиры и чувствовали себя маргиналами на обочине жизни. Ведомственная принадлежность не спасала — областные чиновники обращались с ними грубо и приказывали по своему усмотрению.

Из жалобы руководителя отдела агитации и пропаганды Татарского обкома:

…кричат не только первые секретари, но и уполномоченные обкома ВКП(б). Обычные рассуждения в этих случаях: «Сейчас хлебозаготовки — не до партшколы». «Чем сейчас заниматься партшколой или уборкой?»

По словам автора письма, такие определения, как «фразер», «болтун», «трепач» по отношению к пропагандистам были чуть ли не самыми мягкими среди местных партийных бонз.

Агитатор сообщает колхозникам села Тентюково об освобождении Донбасса, сентябрь 1943 года / Национальный архив Республики Коми
Агитатор сообщает колхозникам села Тентюково об освобождении Донбасса, сентябрь 1943 года / Национальный архив Республики Коми

Причем должного уважения не было и к командированным из столицы:

Когда к нам приехал лектор ЦК, мы решили организовать лекцию для аппарата обкома. Договорились о помещении ... Но когда узнал об этом т. Никитин, то запретил: «Мне нужно заседать там, а вы мне там воздух сделаете спертым». На мое приглашение т. Никитину присутствовать на лекции, получил вразумительный ответ: «Это с какой же стати» (дескать, вот чудак, с какими вопросами пристает).

Система без контроля

Как реагировали на жалобы сотрудников в московском Управлении? Пересылали на рассмотрение в Центральный комитет партии. Эта система — с подключением вышестоящего арбитра, по мнению автора исследования, показывает, что у Агитпропа не было прямого контроля над состоянием дел.

Руководитель Управления, через Секретариат ЦК, мог предъявить претензии главам регионов и отстоять свою позицию, апеллируя к значению идеологии. Но это — отношения на уровне партийной номенклатуры. В провинции «наделенные высокой миссией» пребывали под прессом и прессинговали нижестоящих.

«Несоответствие символического статуса пропагандиста его властным полномочиям вело к депривации, которая репрессивным образом транслировалась на подотчетных ему людей».

Подотчетные — это руководители районных отделов, рядовые агитаторы, редакторы газет. Последних часто обвиняли в том, что они сокращают утвержденные лозунги, не мобилизуют читателей на соцсоревнования или неверно трактуют международную обстановку.

ГКУ РО «Центр документации новейшей истории Ростовской области»
ГКУ РО «Центр документации новейшей истории Ростовской области»

Для наглядности — фраза, признанная грубой политической ошибкой:

В день 1 мая, в каких бы условиях, в той или иной капиталистической стране, рабочий класс ни проводил смотр своих боевых сил, — всюду в этот день сердца рабочих будут биться сильнее, горя священной ненавистью к строю, порождающему войны.

Редактор в этом случае провинился по трем пунктам: 1) подошел ко всем странам с одной меркой, то есть не разделил на союзников и противников Гитлера; 2) отрицал «наличие англо-советско-американского боевого союза, возникшего для борьбы против злейших врагов человечества — немецко-фашистских поработителей»; 3) не уяснил «ленинского учения о войнах справедливых и несправедливых».

Менеджеры от политики

Отвечая одновременно за идеологию и экономические показатели, пропагандисты начинают по-новому отчитываться о работе. Ее успехи стали равнять на выполнение хозяйственных планов, а их реализацию, соответственно, объяснять качеством агитпропа.

При этом, комментирует Александр Чащухин, действия агитатора напоминали «практики современного менеджера, организующего стратегическую сессию»: помочь коллективу с мотивацией, сформулировать цель и пути ее достижения.

Памятка сельского агитатора на уборке урожая, «Сталинское знамя», 1942 год / Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
Памятка сельского агитатора на уборке урожая, «Сталинское знамя», 1942 год / Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

Пример из Пермского края (в годы войны — Молотовская область):

Тов. Клинкова агитационную работу строит так, находит она в колхозе узкое место и вокруг его ведет разъяснительную работу, дает практические советы, например, в период подготовки к севу колхозу требовалось обменить 400 центнеров семян. Председатель колхоза и члены правления не верили в свои силы и не знали как организовать. Тов. Клинкова собрала их всех вместе, рассказала им о том как наши славные воины в неравном бою одерживают победу над врагом, не считаясь ни с какими трудностями и рассказала о задачах колхозов, находящихся в тылу. С карандашом в руках подсчитали сколько же потребуется лошадей и дней, чтобы провести обмен семян. Решили выделить 15 лошадей и семена в несколько дней были обменены. Посевную колхоз закончил вторым по с/с, а сейчас сами колхозники не нарадуются на высокий урожай.

Перевод политоценок в цифры экономики еще больше усиливал зависимость от местных начальников. «Руководитель района или области получал возможность замерить эффективность работы пропагандистов в тоннах собранного урожая», — пишет исследователь. Но парадокс в том, добавляет он, что политический язык все-таки оставался главным, и позже это помогло «нанести удар по региональным автономиям, появившимся в ходе войны».
IQ

Автор исследования:

Александр Чащухин, доцент социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ в Перми

Автор текста: Светлана Салтанова