"Система переключения – главный элемент велосипеда." Это – главный миф среди всех новичков, так как система переключения – это лишь опция, которая дополняет велосипед, а не определяет его. Но разбираться в системах переключения нужно и сегодня я расскажу о том, как выбрать систему переключения.
1. Что есть система переключения на велосипеде?
Начнем с общего понимания. Система переключения – механизм, который манипулирует расположением вашей цепи по звездочкам вашего велосипеда. То есть, система переключения ставит вашу цепь на те или иные комбинации звездочек.
Зачем вообще это делать? Принцип очень простой:
Передняя звезда имеет количество зубцов от 28 до 59, а на задней кассете диапазон от 9 до 51. Чем больше зубьев у передней звезды и меньше у задней, тем предельный накат выше – это классическое понимание. Так же, в современных реалиях МТБ велосипедов используется следующая комбинация: 1 звезда спереди и 9-11 звезд, а сзади с огромным разбросом по количеству зубцов. Но об этом позже.
Разделим систему переключения на 2 сегмента, так как они достаточно значительно отличаются:
Шоссейные системы переключения и МТБ системы переключения. В городских системах нет чего-то сложного. Можно отметить только какие-то интересные системы, такие как Shimano Metrea. Это дорого и прикольно.
2. Шоссейные системы переключения
Так сложилось, что в мире, что есть три производителя, которые специализируются на системах переключения для Шоссейных велосипедов.
- Shimano – Япония
- SRAM - США
- Compagnolo – Италия
Надо сказать, что Shimano – является просто доминатором на рынке систем переключения и имеет 75% рынка, SRAM в районе 15%, Compangolo – в районе 5% и остальные 5% - какие-то другие производители.
Campangolo мы оставим в покое, так как это система переключения только для высшего ценового сегмента, для профессионалов. Они и так знают, какую им систему брать, а для этой статьи эта информация будет лишняя.
Что нужно знать про шоссейные системы переключения: Чем выше сегмент, тем дольше вам переключение прослужит и точнее будет переключение.
Спереди на шоссерах в 90% случаев, кроме трековых и некоторых гравийных велосипедов ставят 2 звезды. Сзади кассеты варьируются от 8 до 11 зведочек. Итого, полный диапазон скоростей от 16 до 22 скоростей.
3. Shimano
Далее, что нужно знать о Shimano: Нет денег, но очень хочется шоссер – берите Claris. Эта система имеет 16 скоростей, а именно соотношение 2 звезды спереди и 8 сзади. Иногда имеет 3 звезды, но на такой вариант даже не засматривайтесь.
Sora – это тоже начальная система переключения. Даст вам первичные ощущения от шоссейного велосипеда, но потом, если вас затянет – вы расстроитесь. Имеет 18 скоростей, с компоновкой 2 спереди и 9 сзади. Тоже иногда имеет 3 звезды спереди, но и этот вариант проходите с закрытыми глазами.
Tiagra и 105 система от Shimano уже гораздо выше уровнем и ощущаются совершенно по-другому. Они достаточно точные и износостойкие. Tiagra имеет 20 скоростей, а 105 – уже 22, как у высших собратьев.
Ну а высший сегмент – Shimano Ultegra и Dura-Ace – механические. Разница между двумя системами в весе за счет использования более легких материалов при создании Dura-Ace. Это профессиональное оборудование, максимально точное. А если вы видите приписку Di2, то это значит что эта система переключения на электронном механизме, что существенно увеличивает точность и скорость переключения. Электроника есть у Ultegra и Dura-Ace, но ходят слухи, что вот-вот будет и у 105 системы.
4. SRAM
У SRAM все примерно тоже самое, за исключением того, что нет такой, ну совсем простой системы, как Claris у Shimano. Кроме того, в начальных уровнях SRAM использует очень широкий диапазон между звездами кассеты.
Вообще SRAM славится тем, что они немного более грубые, но четкие системы переключения. Shimano немного мягче. Но в целом, кому как нравится, зависит от конкретного велосипедиста.
Все бюджетки начинаются с Apex, которая имеет сходу 10 скоростей, что достаточно круто. Rival – средний сегмент, который уже можно назвать настоящей боевой единицей надолго для большинства велосипедистов.
Ну а вот высшая линейка – идет отдельно от всех систем: Force – аналог Ultegra у Shimano уже заметно легкая система и весит меньше 2кг. Sram RED - высшая точка у Американского бренда, максимальная точность, мягкость, скорость переключения в купе с огромной износостойкостью. Кроме того, в отличии от Dura-Ace здесь, помимо титана и Карбона, используют даже керамику! Электронной же системой переключения является SRAM Red Etap, которая работает на Bluetooth сигнале. То есть, это единственная в своем роде, действительно беспроводная система переключения. Но минусом является куча аккумуляторов, которые надо редко, но подзаряжать. Есть модерновое ответвление под названием SRAM RED Etap ASX, но оно больше для Циклокросса и Гравийников.
5. Сколько стоит?
По деньгам. Мы возьмем за пример велосипедный бренд Merida, так как у них самые объективные, по соотношению цена/качество, велосипеды в мире и по ним легко можно увидеть логику. Надо понимать, что возрастание цены зависит в этих велосипедах, не только от переключателей, но и других элементов. Важно понимать, что рамы шоссейных велосипедов делают из двух основных материалов: алюминий и карбон. И разница в цене между этими двумя рамами - колоссальная. Производители велосипедов приняли решение, что такие системы как Claris, Sora, Tiagra и 105 они ставят в большинстве своем на алюминиевые рамы, а на карбоновых рамах велосипеды начинаются от Tiagra и выше.
- Велы с системой переключения Claris, начинаются от 55 000 рублей. Например, Merida Scultura 100
- Та же Scultura только уже на Sora от 64 000 рублей
- Tiagra, так как велосипед уже со средней системой переключения – 73 000 рублей.
- 105 на алюминиевой раме. 88000 рублей
- 105 на карбоновой раме – от 118 000 рублей
- Ultegra на карбоновой раме – от 140 000 рублей
- Ultegra Di2 – 210 000 рублей.
- Durace Ace – 180 000 рублей (Но этих велосипедов уже практически нет)
- Durace Ace Di2 – 240 000 рублей
А про горные системы переключения я расскажу в следующей статье. Подписывайтесь на мой канал на Яндекс.Дзен чтобы не пропустить следующие интересные статьи, комментируйте, делитесь моими статьями в социальных сетях.
Видео версию данной статьи вы можете найти на моём YouTube канале:
Советую почитать:
Как выбрать велосипед? Самый ПРАВИЛЬНЫЙ способ для России
Как выбрать шоссейный велосипед? Часть 1