Отнюдь не всегда грубая сила оправдывает связанные с ней ожидания, иногда и вовсе давая на 200% обратный эффект.
Так было с любимым кораблем Генриха VII, короля Англии с железной рукой и твердым характером.
В бородатом 1536 году по его указу был перестроен (эдакий тюнинг 16-го века) печально известный в истории мореплавания флагман "Мери Роуз", изначально являвшийся хоть и самой большой в своем классе, но все же заурядной Караккой.
Каракка- лучшее судно 15-16 веков, глашатай Великих географических открытий. Превосходило все ранее известные типы кораблей
В результате "прокачки", наша Мери фактически превратилась в корабль совершенно нового типа, стеироидное чудовище среди кораблей своего века, которое навело бы много страху на вражьи морды...если бы смогло хоть разок послужить своему монарху.
Водоизмещенние 800 тонн (это много) и три палубы(впервые в истории) мощнейшей по тем временам артиллерии.
39 больших бомбард и 53 их малых братьев
Огневая мощь годилась для разнесения замков, что уж говорить о деревянных кораблях.
Триумф королевского флота, достойный величия короны...если бы.
Незабывамое фиаско 11 июля 1545
В сей пафосный день, Генрих VII лично прибыл в Портсмут для осмотра своей флотилии, которая готовилась перехватить приближавшихся к Британии французов( классическое противостояние).
Безусловно особое внимание короля было приковано к своему вундерваффе, которое смог изящным образом лично представить капитан Джордж Кейрви.
Да смог настолько удачно, что был на месте повышен в чин вице-адмирала
Как и награжден золотой боцманской дудкой(эдакий символ лорда Адмиралейства), которую монарх снял со своего одеяния и великодушно повесил на шею новорожденного вице-адмирала.
После банкета был дан приказ на отплытие...
Однако стоило только поставить "Мери Роз" паруса. как сильнейшая махина Англии стала крениться на правый борт!
Под выражение лица короля, на которого как говорится "было жалко смотреть", посудина рухнула плашмя и спустя две минуты такого "балета"- затонула вместе с новоиспеченным вице-адмиралом и почти всеми четыремя сотнями экипажа (выжило не более 35 человек)
Погубила корабль его же "фишечка". Кромки нижних пушечных бортов были всего в 46 сантиметрах от глади морской (а ведь в тот день море еще было довольно спокойным)
Кроме прочего, эти же пушки после учебных стрельбищ не были закреплены на своих местах, в результате чего тяжеленная масса пассивно скатилась к правому борту при первичном заваливании...что и поставило жирную точку на громком и довольно затратном проекте.
А что потом?
Вплоть до конца 16-го века можно было разглядеть массивные останки корабля если отлив и прозрачность воды благоволили смотрящему.
Впоследствии погребенный грудой ила он ждал первых человеческих "рук" (крюков) до 1840-ых годов.
Да нет, никто его не поднял, только немного разобрали ценностей и чуть взорвали корпус( с той же целью)
Лишь в 1982 году технологии и интерес позволили вытащить то что осталось от могучего флагмана.
И теперь он является логичным экспонатом в музее собственного имени
Спасибо за ваше внимание! Я хотел бы чтобы больше людей имело знакомство с "вкусной" историей и если статья пришлась вам по душе, то буду признателен за лайк и обещаю не разочаровывать в будущем!