Найти тему
Волжский химик

65 млн тонн аммиака прокачали по уникальной трубопроводу

Юбилейную тонну жидкого аммиака ТОАЗ отгрузил в магистральный аммиакопровод Тольятти-Одесса, которым управляет ПАО «Трансаммиак», 13 июня.

История и бизнес двух предприятий неразрывно связаны. Даже строили их друг для друга – Тольяттиазот и самый протяженный в мире аммиакопровод. По трубе длиной 2203 км завод транспортирует около 80% своего главного продукта, а остальной аммиак использует для выпуска карбамида и доставляет потребителям по железной дороге.

– Возможности Трансаммиака для прокачки превышают 7000 тысяч тонн продукта в сутки, – отмечает генеральный директор Андрей Иванов. – Для понимания масштаба: все семь агрегатов аммиака ТОАЗа в оптимальном режиме могут вырабатывать 10 000 тонн в сутки. Завод и мы в равной степени заинтересованы в стабильной работе производств аммиака. Рады, когда объемы прокачки увеличиваются, с нетерпением ждем возвращения в строй четвертого агрегата.

Магистральный аммиакопровод – наиболее безопасный и дешевый способ транспортировать аммиак: в час он прокачивает до 315 тонн продукта, а в железнодорожные цистерны за то же время можно налить 160 тонн. В среднем жидкий аммиак движется по трубе от Тольятти до конечной точки в Одессе две-три недели.

В инфраструктуре Трансаммиака – восемь насосных станций, расположенных по пути трубопровода на территории России. Именно они приводят в движение аммиак, их используют для перекачки в зависимости от нагрузки.

Не весь аммиак идет до Одессы – часть продукта следует по маршруту «от завода до поля». Его выдают в аммиаковозы для местных сельскохозяйственных и промышленных потребителей на 11 раздаточных станциях в пяти регионах России – в Самарской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской и Белгородской областях. Кроме того, в районе Балаково от аммиакопровода проложен 14-километровый отвод до еще одного постоянного потребителя тоазовского аммиака – филиала АО «Апатит», входящего в группу компаний «Фосагро».

– Из 65 миллионов тонн тоазовского аммиака, прокачанного по аммиакопроводу, более 60 миллионов дошло до Одессы. Остальной объём мы доставили потребителям через раздаточные станции и отводы, – уточнил Андрей Иванов. – Трансаммиак ни разу не сорвал договоренности по транспортировке готовой продукции ТОАЗа. У нас очень жесткие требования к поддержанию оборудования в работоспособном состоянии и особое отношение к ремонтам, связанным с остановкой перекачки. Сроки согласовываем со всеми нашими партнерами, минимизируем время простоя.

Юрий Николаев для "Волжского химика"