На католическом участке кладбища Вулверкот в Оксфордшире находится последнее пристанище оксфордского профессора англосаксонского языка и создателя "Сказаний о Средиземье" Дж.Р.Р. Толкин. Одержимый Первой мировой войной, изменениями индустриализации и ее влиянием на английскую сельскую местность, а также мифами и легендами о феях, эльфах и англосаксов, Толкин создал самые известные саги о Средиземье - "Хоббит" и "Властелин колец". Однако муза его самого первого из творений, "Лютиэн и Берен", покоится в могиле вместе с ним: его жена, Эдит Бретт.
"Я никогда не называл Эдит Лютиэн, - писал Толкиен своему сыну Кристоферу в 1972 году, через год после смерти Эдит, - но она была источником истории, которая со временем стала главной частью Сильмариллиона". Толкиен начал повествование в 1917 году, озаренный идеей создания Лютиэн после того, как увидел Эдит, танцующей и поющей в роще болиголова. Однако история любви Лютиэн и Берена находит и другие, возможно, невольные отголоски в отношениях Толкиена и Эдит, в которых пара прошла через испытания и проверки, прежде чем у них тоже появилось свое собственное счастливое будущее.
Ухаживание за Лютиэн
Сказание Толкина о Берене и Лютиэн, возможно, началась в 1917 году. Однако корни его собственной истории любви уходят в далекий 1908 год, когда Толкин был шестнадцатилетним школьником. Эдит Бретт была на три года старше Толкиена. Она только что закончила музыкальную школу-интернат и жила в пансионе в Эджбастоне в Бирмингеме, пока решала, что делать дальше. Толкин и его брат, учившиеся в Бирмингеме, также стали пансионерами, а Толкин и Эдит, в частности, стали близкими друзьями. Вскоре дружба переросла в любовь.
Однако, как и в случае с Береном и Лютиэн, против их отношений выступили окружающие. Для Берена и Лютиэн это противодействие было в лице отца Лютиэн, Тингола, который был недоволен тем, что его дочь влюбилась в человека. Для Эдит и Толкина он появился в лице отца Фрэнсиса Моргана, опекуна Толкина после смерти его матери. Отец Морган выступал против этих отношений, основываясь на разнице в возрасте между молодой парой, а также на религиозных убеждениях. Ведь Эдит была протестанткой, а Толкин - католиком.
В 1909 году отец Фрэнсис приказал Толкину больше не видеться и не писать Эдит до тех пор, пока ему не исполнится 21 год. Подобно Тинголу, который поставил перед Береном невыполнимую задачу - вернуть один из священных Сильмариллов, украденных темным владыкой Морготом, чтобы он смог завоевать Лютиэн, отец Морган надеялся, что, создав дистанцию между парой, он сможет навсегда разлучить их. Толкин совсем негероически подчинился своему опекуну.
«[Морган] Угрожает прервать мою университетскую карьеру, если я не остановлюсь», - отметил Толкин в своем дневнике. «Значит, я не вижу Э. И вообще не пишу. Боже, помоги мне. Увидел ее в полдень, но хотел бы быть с ней. Я всем обязан отцу Фрэнсису и поэтому должен повиноваться».
Верный своему слову, Толкиен больше не писал Эдит до вечера своего 21-го дня рождения, когда он признался ей в любви и попросил выйти за него замуж. Эдит, однако, ушла. Она жила у друзей своей семьи Джессоп в Челтенхеме. Там Эдит начала новую жизнь, став видным членом местной церкви. У нее также появились новые друзья. Убеждена, что молчание Толкина означает, что она ему больше не дорога; она согласилась выйти замуж за Джорджа Филда, брата своей подруги Молли. Поэтому она отказалась от Толкина. Однако она согласилась встретиться с ним еще раз.
8 января 1913 года пара встретилась вновь на станции Челтенхэм. После нескольких часов разговоров Эдит наконец согласилась выйти замуж за Толкина. Лютиэн пришлось отказаться от бессмертия, дома и семьи, чтобы быть с Береном. Эдит также пришлось пойти на жертвы. Изменив Джорджу, она потеряла своего лучшего друга. Однако, чтобы выйти замуж за Толкина, Эдит также пришлось отказаться от своей религии и стать католичкой. Как только Эдит приняла это решение, убежденные протестанты Джессопы попросили ее покинуть их дом, и Эдит поселилась в Уорикшире, пережидая время между помолвкой и свадьбой.
Влияние Первой мировой войны
Когда 28 июля 1914 года началась Первая мировая война, Толкин не сразу записался в армию. Вместо этого он продолжил учебу в Оксфорде, получив диплом первого класса в июне 1915 года. Только тогда Толкин поступил вторым лейтенантом в Ланкаширский стрелковый полк. Ожидая отплытия во Францию, он женился на Эдит 22 марта 1916 года в римско-католической церкви Непорочной Святой Марии в Уорике. Тем летом Толкина отправили на фронт. Позже он сказал своему сыну Майклу, как сильно он восхищался тем, что Эдит вышла замуж за человека без гроша в кармане, который еще не начал свою карьеру и который, вероятно, погибнет в бою.
В этом отношении ситуация Эдит еще раз повторила ситуацию Лютиэн, которая мало что приобрела, но многое потеряла из-за своей любви к Берену. Ранняя супружеская жизнь этой пары также перекликалась с жизнью вымышленной пары Толкина. Эдит отказалась от постоянного дома, последовала за Толкином по его различным лагерям в Англии - примерно так же, как Лютиэн последовала за Береном в его невозможных поисках. Однако, в отличие от Лютиэн, Эдит не могла последовать за Толкином в бой. Однако после четырех месяцев на западном фронте, в течение которых он пережил битву на Сомме, Толкин вернулся в Англию.
Как и Берен, который был последним выжившим из группы людей, пытавшихся противостоять темному врагу Морготу после его завоевания крайнего севера Средиземья, Толкин был последним выжившим из своей старой группы школьных друзей по литературе. Однако, в отличие от Берена, он был загнан в эльфийское царство не поражением, а возвращением в Англию из-за траншейной лихорадки. Толкин провел следующий год, командуя гарнизоном в Йоркшире, пока выздоравливал, в то же время пытаясь смириться с ужасами войны и смертями, которую он пережил.
Именно в это время, в 1917 году, когда Толкин был расквартирован недалеко от Халла, он и Эдит отправились на прогулку в лес возле Руса. Там, в роще цветущего болиголова, Эдит начала танцевать и петь для Толкина - и родилась Лютиэн. "В те дни ее волосы были цвета вороньего крыла, кожа прозрачной, глаза ярче, чем вы их видели, и она умела петь - и танцевать", - писал Толкин Кристоферу в 1972 году.
Толкин создал Лютиэн в точном соответствии с физическим обликом своей жены в тот день - и чтобы передать ее музыкальный талант, из-за которого Берен дал своей эльфийской принцессе прозвище "Тинувиэль", или соловей. Тот день в лесу болиголова был не просто днем рождения Лютиэн; это был драгоценный момент из раннего периода брака Толкина и Эдит, который он навсегда запечатлел в истории о Берене и Лютиэн. Это был момент мира, спокойствия и надежды после ужасов войны не только для вымышленного Берена, но и для его создателя.
Долго и счастливо?
Берен и Лютиэн, которые оба умерли, но были возвращены к жизни Мандосом, судьей мертвых эльфов, должны были жить долго и счастливо. Одним из их потомков был Элронд, который был увековечен во Властелине колец, в то время как пара также была предками нуменорских королей. После окончания Великой войны Толкин и Эдит также могли свободно устроиться, чтобы наслаждаться оставшейся частью своей совместной жизни. У них было четверо детей: Джон, Майкл, Кристофер и Присцилла, последняя из которых родился в 1929 году. Толкин был оксфордширским профессором - и в конце концов стал очень любимым писателем.
Однако, поскольку Лютиэн отказалась от своего бессмертия эльфа, вместе со своим домом и семьей, чтобы жить с Береном в мире людей, Эдит, казалось, была обречена на подобное изгнание. Она отказалась от своей религии, которая приносила ей глубокое удовлетворение. К сожалению, она обнаружила, что католицизм — это то, чем она не может заниматься. Кроме того, в то время как ее муж набирал силу в своей академической карьере, ей пришлось отказаться от всякой надежды развить свой собственный музыкальный талант, ради того, чтобы вести домашнее хозяйство и растить семью.
Хуже того, как и Лютиэн, должно быть, чувствовала себя потерянной в мире людей, так и Эдит чувствовала себя в Оксфорде. Она находила академическую атмосферу пугающей и чувствовала, что отсутствие академического образования делает ее изгоем. По этой причине она не перезванивала женам других научных сотрудников. Тем временем Толкин проводил все больше и больше времени со своими друзьями и коллегами мужского пола, предпочитая обсуждать свои писательские и интеллектуальные интересы с ними, а не с женой.
Хотя пара оставалась по-прежнему любящей, между ними начала складываться определенная дистанция. Эдит перестала ходить на мессу, чтобы угодить Толкину, и пара начала спать порознь из-за храпа Толкина. Когда дети подросли, они даже отправились в отпуск отдельно. Здоровье Эдит начало ухудшаться, и она начала страдать от головных болей, которые могли удерживать ее в постели в течение нескольких дней. Только когда Толкин вышел на пенсию в 1959 году, Эдит, вероятно, почувствовала, что достигла своего счастливого будущего, когда Толкин наконец-то купил для них новый современный дом в Борнмуте.
Эдит давно считала Борнмут своим убежищем. Новый дом был проще в управлении и позволял ей наслаждаться городом, который она любила. Это также стало убежищем для Толкина от его растущей армии поклонников. Последние годы жизни пары были посвящены друг другу. Однако, когда Эдит умерла в ноябре 1971 года, Толкин вернул ее останки в Оксфордшир, надписав на ее надгробии: “Эдит Мэри Толкин, Лютиэн, 1889-1971”. В 1973 году были добавлены его собственное имя и даты с суффиксом имени Берен. Теперь мир знал, что Эдит "была (и знала, что была) "Лютиэн" Толкина.
Если понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить что-нибудь интересное. Я же со своей стороны постараюсь найти для вас еще больше увлекательных историй.
Также буду очень рада если вы обратите внимание на другие статьи канала "Выходец из библиотеки":
Правда о связи "Джекилла и Хайда" с Джеком Потрошителем.
Вендиго, каннибал из индейского фольклора
5 странных британских похоронных суеверий.