На самом деле многое из того, что мы знаем о пиратах, придумано писателями XIX века...
Канонический образ пирата отработан до мелочей: повязка на глазу, попугай на плече, презрение к церковным догматам при общей суеверности, не самое милое обхождение, изрядная кровожадность и карта за пазухой, в которой крестиком или точкой обозначено расположение личной сберегательной ячейки, прикопанной где-нибудь в гиблом месте, находящемся посреди необитаемого острова. Любимый напиток – ром. Свита – буйная команда отчаянных головорезов, состоящих из сортовых отбросов общества. Транспортное средство – шустрый бриг, напичканный пиастрами, бороздящий воды тропических морей под черным флагом, посредине которого красуется "Веселый Роджер" – игривое изображение Адамовой головы (череп, проще говоря), дополненное парой перекрещивающихся костей.
Если говорить по правде, то вся эта визуальная чепуха появилась на свет много позднее упадка пиратского ремесла. И придумана она писателями викторианской поры, бывшими изрядными краснобаями и фантазерами. Честно говоря, миф вышел яркий и выпуклый, как религиозная притча. Жаль только, что не совсем правдивый.
1. Начнем с простого. С птицы на плече пирата. Есть свидетельства, что попугаев, как и прочую живую экзотику, пираты поставляли в Европу в изрядных количествах – на нее существовал устойчивый спрос, отчего приобретение столь красочной животины расценивалось как выгодное вложение. И теоретически пират вполне мог разгуливать с такой птицей на плече. На деле же пираты куда чаще и охотнее обзаводились кошками, уничтожавшими крыс и мышей на корабле.
2. Повязка на глазу не всегда обозначала увечье. Собственно, пираты довольно часто теряли в бою руки, ноги, глаза. И увечья среди них не были редкостью. Другое дело, что повязки могли носиться по другой причине – для быстрой адаптации при переходе с палубы, освещенной солнцем довольно ярко, в полумрак трюма. Во время абордажной схватки наличие второго глаза, до поры спрятанного в темноту, могло спасти жизнь. Удивительно, но факт: в наше время проводился эксперимент, доказавший действенность подобного метода.
3. Пираты выходили на пенсию состоятельными людьми. Увы. Это только миф. Большинство джентльменов удачи так и не смогли разбогатеть. Жизнь, полная риска и опасностей, как-то не располагает к рачительности. Куда проще прогулять все в портовом кабачке. К тому же, пиратам не так уж и часто перепадала добыча в виде звонкой монеты. Точнее доля такой добычи была крайне невелика. Куда чаще попадались товары, которые еще требовалось сбыть перекупщикам, получавшим на сделках подобного рода немалый гешефт. Собственно, неизвестно ни одного доподлинного случая обнаружения пиратского клада. Хотя мифов просто тьма. Особенно живучая история о небольшом клочке бумаги, испещренном тайнописью, брошенном известным пиратским вожаком в толпу перед казнью. Собственно, даже господин Морган, заработавший немало деньжат за свою корсарскую карьеру, не смог ничего сберечь и умер в нищете. Все же финансист и пират – это немного разные профессии, требующие от соискателя очень разных навыков.
4. Пиратский коллектив не отличался однородностью. Тут встречались и люди белой расы, и азиаты, и африканцы. Любая команда состояла из очень разношерстной массы. Удивительно, но даже в том чопорном, сословном времени, в их среде не встречалась выраженная расовая сегрегация. Просто люди, хлебнувшие иной доли в торговом или военном флоте, иначе относились к иерархии. У пиратов все были равны. И каждый получал долю по заслугам. А не по праву рождения. Даже капитан пиратского корабля обладал неограниченной властью только в бою. Что неудивительно – это была выборная должность. Кстати, в пираты шли не только мужчины. Есть множество женских имен, прославленных никак не меньше представителей сильного пола.
4. Веселого Роджера установленного образца не существовало. Особый флаг на пиратском корабле, понятное дело, вполне мог иметь место. Но фон его не обязательно был черным. Встречались желтые, кровавые, и даже зеленые полотнища, на которых изображались сабли и скелеты, черти и мифические животные, песочные часы и латинские изречения. Кости и черепа, впрочем, тоже малевались. Как все гопники, пираты тяготели к цветастой, громкой, пафосной символике.
5. Как такового кодекса братства не известно. Каждая команда составляла свой договор, в котором прописывались самые разнообразные мелочи. От бытовых до экономических. Но чтобы выработать единый кодекс – такого не было. Кстати, история с черной меткой, встречающаяся у Стивенсона, выдумана самим Стивенсоном. И как убедительно прописана!
6. Кровожадность пиратов, как выясняется, изрядно преувеличена поздними биографами. Да, среди них встречались отъявленные негодяи, не брезговавшие пускать христианскую кровь. И все же зря никто голов не резал. Даже Эдвард Тич, послуживший в качестве одного из прототипов капитана Флинта, как выясняется, погубил куда меньше душ, чем приписывается. Собственно, доподлинно известно о нескольких матросах, убитых во время захвата корабля Черной Бороды. Но эти случаи легко списать на самооборону – на снисхождение королевского суда Тичу рассчитывать не приходилось.
7. Пираты орудовали не только посреди моря-океана. Они неплохо проворачивали и сухопутные операции. Те же рейды упомянутого уже Моргана можно отнести к образцовым примерам пиратской работы по захвату городов, не всегда расположенных непосредственно на побережье.
8. Пираты не всегда действовали вне закона и не всегда преследовались государственными военными флотами. Часто пиратство (точнее каперство) расценивалось как один из инструментов войны на море. А пиратские команды – как иррегулярные военно-морские силы.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала