...или как за один день осчастливить человека.
Сложно поверить, но в кинематографе есть фильмы, которые действительно учат хорошему. Причём настолько легко и выразительно они это делаю, что кажется будто так и должно быть в любом фильме.
В 1962 году был выпущен фильм под названием «Увольнение на берег». В главной роли сыграли будущая звезда советского кинематографа Лев Прыгунов и актриса Ариадна Шенгелая. Малоприметная роль второго плана досталась Владимиру Высоцкому.
Сюжет фильма строится вокруг простой истории о том, как молодой моряк, взяв увольнительный на день, сходит в порту Севастополя. Герой отправляется в город, выполняя просьбу друга. Ему необходимо найти любимую девушку друга, и передать, что из-за несения вахты тот не может сойти на берег. На условленном месте главный герой находит девушку, и узнаёт, что она попала в беду - разнося почту, потеряла крупную сумму денег. Не растерявшись, главный герой окружает девушку поддержкой и заботой и вместе они торопятся каким-то образом собрать сумму к концу дня.
Образы, наполняющие фильм располагают с самого начала - это и красивый, залитый солнцем портовый город, обаятельные главные герои, приветливые прохожие, забавные ситуации. Очень быстро происходящее на экране захватывает внимание, несмотря на отсутствие прямой угрозы главным героям. В короткой истории раскрыто сразу множество небольших конфликтов: здесь и поиск компромисса в семье, взаимовыручка, высокомерие живущих ради наживы людей, благородство, дружеское самопожертвование и много другого. При этом все эпизоды вплетены в ткань повествования органично, нет навязчивой комсомольской удали, пропагандистских лозунгов или чего-то ещё, что может разрушить волшебство творящегося на экране. Наоборот, глядя на происходящее, искренне веришь, что всё это может свершаться и наяву. Сценарий фильма лёгок и прост, но всё же оставляет неожиданный поворот в конце истории.
По сюжету фильма зрителя ведут харизматичные герои, яркие и красивые, на них хочется смотреть, любоваться их мимикой, движениями, взглядами. Даже искушённый зритель увидит, высокий класс актёрской игры главных героев, и от просмотра не будет отвлекать внутренний Станиславский с криками «не верю». Самое интересное, что в фильме практически не встречаются несимпатичные персонажи, все женщины по-своему обаятельны, а мужчины полны внутреннего содержания.
Визуальная составляющая фильма довершается отличной постановкой. Динамичный кадр, в котором постоянно что-то происходит, либо ветром крутятся ленточки матросской бескозырки, либо прохожие разыгрывают маленькую сценку. Взгляды и реакции подчёркнуты, и зритель не пропустит важного изменения в настроении героев. Даже второстепенным персонажам есть место, они отыгрывают свой сюжет, сохраняя целостность главной сюжетной линии. При этом вся лента сияет от бликов южного солнца, и потому кажется такой же чистой, как помыслы главных героев.
Можно сказать, что фильм о благородстве и заботе, о неловких проблесках любви, даже когда она невозможна в силу нравственных причин.
После просмотра остаётся одна мысль, и запоминается надолго, что общество может быть настолько честным и высоконравственным, что любая частная беда будет решена общими силами. Да, среди людей есть откровенные паразиты и подлецы, но социум может сглаживать недостатки этих индивидов. И забавно то, что фильм как раз об индивидуальностях. Из них плетётся сообщество людей, разных, обладающих общим понимание хорошего и плохого, общими ценностями и стремлениями.