Найти тему
Фонд Без барьеров

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ВРЕМЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ В Г. МОСКВЕ

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ  “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” социальное обслуживание граждан – деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;

Социальное обслуживание подразумевает за собой оказание различных социальных услуг.

Понятие социальной услуги определно также в ст.3 ФЗ №442 и  ею является – действие (действия) в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину;

Социальные услуги предоставляются гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Перечень оказываемых  услуг по городу Москве определен в статье 5 Законе города Москвы от 09.07.2008 № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы»

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов, оказание помощи семье в воспитании детей и организации их досуга;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) социально-консультативная помощь;

8) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

9) участие в культурно-досуговых мероприятиях;

10) социальное сопровождение;

11) социальная реабилитация;

12) срочные социальные услуги.

Предоставление социального обслуживания носит заявительный характер на основании статьи 14 ФЗ №442. К заявлению необходимо приложить ряд документов,

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, в том числе свидетельство о рождении в отношении несовершеннолетнего гражданина, не достигшего 14 летнего возраста, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве, а в случае отсутствия в указанном документе такой информации — помимо документа, удостоверяющего личность граждан на, иной документ, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве;
  • документ, содержащий сведения об обстоятельствах, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина (ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», если необходимо социальное обслуживание в полустационарной форме, а также если социальное обслуживание необходимо несовершеннолетнему);
  • справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (в случае обращения гражданина, являющегося инвалидом, — о предоставлении социального обслуживания, если необходимо социальное обслуживание в полустационарной форме, а также если социальное обслуживание необходимо несовершеннолетнему);
  • сведения о доходах гражданина и членов его семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих обращению о предоставлении социального обслуживания (за исключением сведений о размерах пенсий по инвалидности и (или) по старости, которые выплачиваются отделением Пенсионного фонда по городу Москве и Московской области);

С полным перечнем документов можно ознакомиться в Приказе Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы «Об особенностях предоставления социального обслуживания в городе с 1 января 2020 года» от 31 декабря 2019 года N-1459.

После признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, уполномоченным органом выдается решение о признанини нуждающимся в социальном обслуживании и разрабатывается Индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ)

Затем, для получения социальных услуг по соответствующей форме социального обслуживания, определенных индивидуальной программой, гражданин, признанный нуждающимся в социальном обслуживании, выбирает поставщика социальных услуг, включенного в Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы, и обращается к нему с копией решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и индивидуальной программой для заключения договора о предоставлении социальных услуг.

Обращение получателя социальных услуг к поставщику социальных услуг для заключения договора осуществляется в срок не позднее 180 календарных дней со дня принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и не позднее истечения половины срока предоставления социальных услуг, который указан в решении о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и индивидуальной программе. Прописано в части 4 Постановление от 26 декабря 2014 г. N 829-ПП «О Социальном обслуживании граждан в городе Москве»

Но нередко органы социальной защиты населения отказываются принимать заявление  гражданина или его представителя, если у него имеется не постоянная регистрация в г.Москве, а т.н. временная (или регистрация по месту требования). Законно ли это ?

Конституция РФ признает наше государство социальным государством и обеспечение и гарантии социальных прав слабозащищенных груп населения является одним из приоритетных направлений развития государства.

Важно! Ст.3 ФЗ РФ от 25.05.1993 г. N 5242-I «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства…» определяет, что отсутствие регистрации не служит ограничением или условием для гарантированных Конституцией РФ реализации прав и свобод.

сроки, документы и порядок всех процедур, требующихся для процедуры оформления регистрации гражданина, прибывшего для нахождения по месту временного пребывания, оговорены в Административном регламенте предоставления органами ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС РФ 20.09.2007 г. № 208.

Временная регистрация оформляется в 3-х дневный срок с момента поступления нужной документации в паспортное учреждение ФМС России.

Стоит отметить, что каждый  гражданин РФ имеет право на свободное передвижение в пределах страны, но, за проживание в жилом помещении более трех месяцев без регистрации (постоянной или временной) законом предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. (до пяти  тысяч рублей) Ст. 19.15.1 КоАП РФ.

На основании вышеперечисленного, мы  считаем, что наличие временной регистрации не должно препятствовать оказанию социального обслуживания гражданам, имеющим на это право по основаниям, предусмотренным Федеральным законом 442 «О социальном обслуживании» и законом г. Москвы.