«Мне просто повезло», «скоро все поймут, что я дилетант», «я не заслуживаю похвалы» — мы часто слышим этот внутренний голос, обесценивающий все, чего мы достигли. Этот голос пытается убедить, что мы недостойны того, что имеем, а все вокруг умнее и успешнее нас. На самом деле это не так: с таким конфликтом живут даже именитые профи, а с внутренним резонером всегда можно договориться.
О своем опыте борьбы с синдромом рассказывают:
Когда и почему возникает синдром самозванца
Ученые пока не пришли к однозначному ответу на вопрос, почему люди страдают от этого явления. Психологи Паулина Клэнс и Сьюзан Аймс, предложившие термин в 1978 году, видят проблему в семье — когда родители чрезмерно нахваливают детей или, наоборот, обесценивают, постоянно приводя в пример других, более способных. Кто-то считает, что причина неуверенности в своих силах кроется в особенностях личности, например в перфекционизме.
Когда я планирую новые проекты или обсуждаю их, во мне просыпается противный внутренний голос: «Думаешь, получится?», «А у тебя хватит таланта?». Это происходит потому, что я считаю свои знания недостаточными, а еще у меня нет высшего образования. Иногда это огорчает.
Кристина Вазовски:
Обычно я вычисляю синдром самозванца, когда говорю: «Ну, это случайно так вышло» и что-то в таком духе. Понятно, что какая-то доля везения есть всегда, но ведь все, что с нами происходит, не просто так — это следствие упорной работы. Часто бывает, что в финале проекта забываешь, сколько часов, сил и нервов было в него вложено, и есть ощущение, что все как-то само сложилось. В такие минуты я возвращаю себя в реальность — все-таки если бы я не прикладывала усилий, вряд ли бы что-то произошло.
Анатолий ноготочки:
Я думаю, что синдром самозванца возникает потому, что ни у кого нет объективного способа оценить себя, и вообще объективности не существует. С другой стороны, это ощущение провоцируют соцсети: в Фейсбуке все пишут, что устроились на новую работу, запустили подкаст, провели крутой ивент, сделали много классных дел, но мало кто говорит о рутине или неудачах. Никто не видит, что этих людей тоже мучает синдром самозванца, поэтому кажется, что все вокруг успешные, а ты совершенно случайно оказался в этой компании.
Самозванец помогает или мешает
Некоторые эксперты считают, что синдром возникает в результате того, что человек становится более успешным в своем деле. «Я знаю, что ничего не знаю» — известное выражение Сократа как раз об этом. Постоянное стремление оттачивать мастерство может сыграть с нами злую шутку.
Кристина Вазовски:
Синдром самозванца — пинок под зад, заставляющий человека работать в режиме сверхусилий и за счет этого достигать хороших результатов. Не уверена, что этот плюс окупает собой минусы: плата за сверхусилия может оказаться высокой и привести, например, к выгоранию.
Анатолий ноготочки:
Синдром самозванца мешает мне откликаться на вакансии и соглашаться на предложения, которые прокачали бы мои навыки или увеличили доход на порядок. Я думал и до сих пор иногда думаю, что человек наверняка чего-то не знает обо мне, раз предлагает такие деньги или ресурсы для того, чтобы я что-то сделал. После каждого моего громкого проекта, который засветился в СМИ, ко мне приходят такие люди, и синдром самозванца говорит мне, что я должен отказаться. Сейчас я стараюсь делать это реже, но, вероятно, без этого синдрома я был бы чуть успешнее.
Данила Антоновский:
Синдром самозванца проявляется у меня вполне классическим образом: в виде ощущения, что твою деятельность могут оценить негативно и что любые достижения случайны. Такие эмоции могут сковывать любую инициативу, но меня они, наоборот, стимулируют: хочется поскорее добиться чего-либо, чтобы затем опять почувствовать, что это достижение мне не принадлежит.
Как бороться с синдромом
Синдром самозванца поражает даже самых умных и способных людей, но есть и хорошие новости. Во-первых, тот факт, что вы с ним столкнулись, часто подтверждает, что вы не самозванец. Во-вторых, это не навсегда: наблюдение за собой поможет выявить моменты, когда самозванец пытается саботировать работу, и блокировать его попытки.
Бороться с такими состояниями мне помогает общение с близким человеком, который может дать ответ на самые каверзные вопросы моего внутреннего голоса. «Нет, ты хочешь не меньше и не больше, чем другие, — на самом деле для тебя этого даже мало!» «Не хватит таланта? Давай просто посчитаем» (перечисляет мои лучшие профессиональные качества). Еще мне помогает возвращаться к старым проектам, пересматривать их — некоторые работы меня до сих пор вдохновляют. Смотрю и понимаю, что все сделано хорошо, и это приободряет.
Кристина Вазовски:
Совсем избавиться от синдрома самозванца сложно, он проявляется в разные моменты жизни — когда ты берешь за свою работу мало денег, думая, что она не стоит дороже, когда не отстаиваешь свое мнение, потому что думаешь, что всем вокруг виднее. С этим сложно справиться по щелчку пальцев. Я начинаю рассуждать: «Меня позвали в проект не просто так, и я сделала его хорошо». От этого появляется уверенность в себе.
Даниил Чаус:
Противостояние своему самозванцу — та же самая самокритика, которая этот синдром подпитывает. Здесь важно принять себя: ты таким родился. Ни к чему создавать внутри себя концлагерь для других частей своей же личности. Ключ в том, чтобы научиться использовать положительный эффект этой особенности — стараться отмечать, когда эффект начинает давить, и позволять себе выдохнуть, вспомнить о любви к себе. Это помогает отпустить ситуацию и ослабить разрушительную хватку.
Что говорят психологи
С точки зрения современной психологии, феномен самозванца — это диалог внутренних родителя и ребенка. Родитель транслирует послания от старших родственников, ребенок — эмоции и чувства, иллюзии и убеждения, сформированные в детстве. Родитель говорит: «Ты недостаточно умен. Скоро все это поймут. Ты не заслуживаешь успеха и признания». В ответ ребенок испытывает страх от того, что он все еще чего-то не умеет, не знает, не добился.
Галина Лайшева, психотерапевт сервиса «Ясно»:
Страх разоблачения самозванца обусловлен завышенными ожиданиями — мнимым или реальным, когда кажется, что приложенных усилий недостаточно и можно было бы сделать лучше. Перфекционизм ведет к избыточным проверкам, к невозможности передать задачи другим и к выгоранию. Если у синдрома и есть плюсы — желание преодолеть трудности, приложить сверхусилия или доказать кому-то, как ты хорош, — то этого можно достичь другими способами, уменьшив потери энергии на тревожные сомнения.
Наталья Камушина, психотерапевт сервиса Zigmund.Online:
Внутренний ребенок имеет право быть услышанным. Разрешите себе проживать страх, стыд. Это помогает снизить тревогу и распознать маркеры проявления синдрома самозванца. Учитесь останавливать внутренний диалог. Пресекайте внутреннего критика максимально жестко — никто не имеет права стыдить вас, в том числе вы сами.
Сделайте заботу о себе и о своем внутреннем ребенке самым главным. Это как в самолете: «сначала наденьте кислородную маску на себя». Хвалите, поддерживайте себя, радуйтесь своим даже самым небольшим успехам. Постоянно напоминайте себе: «Я не мошенник и никогда бы не получил то, что имею, если бы был бестолковым». В минуты слабости вспоминайте все свои реализованные проекты, интересные решения рабочих задач, пересматривайте свои презентации, документы. Это ваши реальные достижения, факты, а не фантазии.
Подготовила Юлия Иванова