Найти тему

Из истории Казанского направления МЖД и ТЧ-26 Куровская.

Август 2019. На путях у ТЧ-26
Август 2019. На путях у ТЧ-26

Не раз я рассказывала тут о линиях Москва-Черусти и Черусти-Вековка, о прилегающих к ним малодеятельных, а то и вовсе канувших в Лету линиях стандартной колеи (узкоколейки тех мест - это тема отдельной серии заметок, до которой руки дойдут нескоро, если вообще дойдут). Не раз поминала я и депо Куровская (ТЧ-26), и сегодня мы поговорим о том, как появилось на Московской железной дороге самое ламповое и малознакомое ширнармассам депо. Затронем и историю самой станции, при которой появилась ТЧ-26 Куровская. 

 

Ноябрь 2019: момент, когда в Куровскую прибыли составы из ТЧ-14 Лобня
Ноябрь 2019: момент, когда в Куровскую прибыли составы из ТЧ-14 Лобня

Все началось с того, что в 1903 году стартовало строительство железнодорожной линии от станции Люберцы-2 до Черустей через Куровскую, однако, в сей процесс внесли коррективы Русско-Японская война да революция 1905-1907 годов: стройка века оказалась не стройкой века, т.к. ее без лишних потерь для перевозок пришлось остановить на некоторое время. Лишь в 1910 году это мероприятие было возобновлено, причем продолжением строительства занялось частное акционерное общество под руководством Карла фон Мекка, который, к слову, был немецкого происхождения. Собственно, почему бы и да, лишь бы никакого нам тут левостороннего движения, как на Рязанском ходу! =) До 1917 года херр фон Мекк был владельцем дороги, которую ему довелось построить и которая работает и по сей день. К слову, участок БМО от Егорьевска до Орехово-Зуево был построен в 1897-1899 годах, дав выход от Воскресенска, Егорьевска и Куровского на Московско-Нижегородскую железнодорожную магистраль. Таким образом, строительство прямой линии на Черусти, Муром и, далее, на Казань сделало Куровскую значимым железнодорожным узлом. Отстраивай этот участок сейчас, ребята возвели бы там не только пути да необходимые здания, но и местечковый объект, который ныне принято (неофициально, правда) называть Торгово-пересадочным узлом. Впрочем, рынок там есть и без подобного новообразования, присущего лишь проектам современности, а не первой половине прошлого столетия. Тогда все делали лучше и ламповее. Вернемся к прошлому: в годы, последующие за завершением строительства, участок Люберцы Вторые - Черусти разделялся на две дистанции пути - Куровскую и Черустинскую, являвшие собой часть Московско-Казанской железной дороги. 

 

Январь 2020. РА-1 отдыхает между рейсами на линии Кривандино-Рязановка.
Январь 2020. РА-1 отдыхает между рейсами на линии Кривандино-Рязановка.

1936 год внес коррективы в региональные границы железных дорог: участок Москва-Куровская вошел в состав Ленинской жд, а все, что находилось дальше Куровской - в состав Казанской. По обе стороны станции Куровская возвышались семафоры, освещаемые в ночи при помощи керосина и управлявшиеся вручную старшими стрелочниками. Даже представить сложно, ведь сейчас и стрелку-то ручную найти, конечно, можно, но не всегда просто, а семафор так и вовсе кажется чем-то из разряда призраков прошлого. 

Во время Великой Отечественной станция Куровская была прифронтовой. Были тут и пожарный поезд, и санитарная летучка и аварийная бригада. Ближайшие восстановительные поезда занимали свои позиции на станциях Сортировочная, Воскресенск и Черусти. Впрочем, за военные годы ни одного нападения на станцию не было совершено, разве что постреляли из пулемета с борта вражеского воздушного судна да сбросили пару бомб, и ни один эпизод не вошел в историю как источник множества жертв: все обошлось. Большой ба-бах случился здесь уже задолго после войны, в мирные 1980-е годы, но это отдельная история. 

 

Июль 2021.
Июль 2021.

В 1950 году при станции Куровская организовались контейнерная и тяжеловесная площадки, в тот же период вновь изменились границы железных дорог, и участок Москва-Черусти стал частью Московско-Рязанской железной дороги. В то время грузовые поезда водили машинисты из Черустей, а пассажирские - из Москвы. Спустя десятилетие участок от первых Люберец до Черустей был электрифицирован, и электровозы тягали поезда уже с Сортировочной. 

В тот же период снова пересмотрели границы, и Куровская оказалась в составе Московской железной дороги, к которой относится и по сей день. 

В начале 1970-х годов начались разговоры о строительстве моторвагонного депо при Куровской, что воодушевило и власти города, и горожан, давая всем большие надежды. Стоявший тогда у власти исполком горсовета радовался тому, что при появлении новых рабочих мест можно построить побольше квадратных метров жилья: железная дорога уже тогда была далеко не бедным инвестором. Да и простые горожане понимали, что при оказии можно сменить работу на местном меланжевом комбинате на работу на новом железнодорожном объекте с увеличением заработной платы: кому семьи кормить, а кому - скорее обзаводиться невестой и да, тоже кормить новую семью. В общем, полный профит по всем фронтам. 

 

Июль 2021
Июль 2021

Но языком ворочать куда как легче, чем класть камень на камень и рельсы на шпалы, и "новорожденное" депо стало обретать очертания лишь десятилетие спустя. В декабре 1983 года можно было отмечать не только Новый год: городские власти получили долгожданные пятиэтажки от железнодорожников, жители города получили жилье чуть быстрее (очередь действительно сократилась!), а мечтатели о высокооплачиваемой работе потянулись вереницей в отдел кадров при депо с документами. Должность начальника депо в то время занимал некто В.И.Лавров, который понимал, что ему предстоит и достать необходимое оборудование, и подготовить кадры, пришедшие с улицы и понятия не имевшие, что им нужно делать. Однако, новоявленному руководителю помогли выходцы из депо в Черустях, прекратившего свое существование с открытием депо в Куровской. В помощь руководству вышли сильнейшие ребята, которые смогли организовать работу подчиненных должным образом и даже отвоевать землю под гаражные и садовые товарищества и, помочь администрации с добычей денег на строительство жилья. 

 Опытные мастера брали под опеку новичков в цехах: представители железнодорожных династий теперь стали наставниками. Продолжатели этих династий и по сей день работают в депо, и неплохо: автор сего опуса прекрасно помнит, как за без малого год привели в удобоваримое состояние ЭР2Р, доставшиеся направлению от ТЧ-14 Лобня в таком себе состоянии! 

В первое время приписной парк составляли электропоезда серии ЭР2, в основном переданные из ТЧ-7 Раменское. В июне 1999 года в депо был передан первый электропоезд с рекуперативно-реостатным торможением - ЭР2Р-7078, а в ноябре 2000 года в Куровскую поступает новый электропоезд российского (а не латвийского или советского) производства - ЭД4М-0046. По состоянию на лето 2021 года основу парка депо составляют электропоезда серий ЭД4М, ЭР2Р, ЭД2Т, есть там даже РА-1, выполняющий редкие рейсы на Рязановку. В настоящее время ТЧ-26 Куровская обслуживает пригородное пассажирское движение на участках Москва - Черусти и Куровская - Егорьевск - Воскресенск, Черусти - Вековка, Куровская - Михнево, Кривандино - Рязановка. 

Другие истории Казанского направления #МЖД на моем канале: