Найти тему
АВТОМОБИЛИ И ПУТЕШЕСТВИЯ

Что осталось от советского "убийцы-авианосцев". Побывал в Дагестане, чтобы выяснить.

Продолжение этой истории читайте тут. С экранным эффектом летчики столкнулись еще на заре авиации - резко возрастающая на малой высоте подъемная сила крыльев тогдашних самолетов затрудняла посадку. Конструкторы быстро научились бороться с этим явлением, но исследователи так же выяснили что на сверхмалых высотах, то есть при полете непосредственно над "экраном" - водой или землей, уменьшается аэродинамическое сопротивление и снижается расход топлива.

Вполне логично было попытаться использовать экранный эффект для создания новых классов транспортных средств и в дальше всего эксперименты по строительству экранопланов продвинулись в СССР.

Над созданием экранопланов работали в КБ — ЦКБ по судам на подводных крыльях под руководством Ростислава Алексеева и КБ имени Г.М. Бериева, в котором главным конструктором был итальянец Роберт Бартини - гениальный изобретатель, во многом опередивший свое время.

Первые опытные экранопланы произвели самое положительное впечатление на руководителей страны, было получено добро на эксперименты с еще большим размахом. В результате появился уникальный гибрид гигантского гидросамолета со сварной алюминиевой "лодкой" (впервые в мире для таких конструкций применялась сварка алюминия) и турбореактивного самолета!

Корабль-Макет, созданный в ЦКБ по СПК, был оснащен восемью турбореактивными моторами ТРД ВД-7 с тягой по 3000 кгс каждый, установленными на переднем пилоне. Они создавали подъемную силу, нагнетая воздух под центроплан. На киле разместили еще два таких же двигателя.

Каспийский Монстр, как прозвали Корабль-Макет американцы, обладал размахом крыла 37.6 метра и длиной 92 метра. При собственной массе 240 тонн он имел рекордный для любых летательных аппаратов того времени взлетный вес 544 тонны, то есть мог нести огромную полезную нагрузку, передвигаясь на высоте от 4 до 14 метров над водой со скоростью до 500 км/ч. Испытания КМ велись с 1966 по 1980 год, когда он пострадал из-за ошибки в пилотаже.

Одним из наследников КМ стал транспортно-десантный амфибийный экранолет "Орленок". Судно длиной 58 метров двигалось на малых высотах над водой и землей, развивая скорость до 400 км/ч и оставаясь вне зоны видимости радаров, причем теоретически "Орленок" мог подниматься на 3000 метров.

В другом ключевом проекте ЦКБ по СПК использовалась принципиальная схема "Каспийского Монстра" . Ударный экраноплан - ракетоносец "Лунь" был построен в единственном экземпляре. Именно он стоит сейчас в полузаброшенном состоянии на берегу Каспийского моря, где я его и сфотографировал.

"Лунь" начали разрабатывать в 1969 году под руководством Владимира Кирилловых

-2

Эскизы были готовы в конце семидесятых, технический проект - к 1986 году, а строительство на опытном заводе "Волга" в Нижнем Новгороде началось в 1982 году. В то же время для статических испытаний построили натурный корпус экраноплана.

-3

Низколетящие цели были практически незаметными для радаров того времени, так что "Лунь" должен был стать убийцей кораблей вероятного противника, которому не было равных.

"Лунь" спустили на воду в 1986 году
"Лунь" спустили на воду в 1986 году

С помощью шести управляемых противокорабельных ракет «Москит» ПУ ПКР ЗМ-80 "Лунь" мог быстро атаковать и уничтожить даже авианосец, ведь его скорость достигала 500 км/ч.

-5

После успешных четырехлетних испытаний в Каспийском море, "Лунь" поступил на службу в 236-й дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии, уже имевшей на балансе три "Орленка". Правда отвечала за эксплуатацию морская авиация, ведь "Лунь" все же больше самолет, чем корабль.

-6

Неподвижно стоящий на берегу монстр даже сейчас производит огромное впечатление. Понятно, почему его так боялись американцы.

-7

Благодаря консервации на заводе "Дагдизель", экраноплан отлично сохранился. С него сняли только секретное оборудование и вооружение.

-8

Длина "Луня" составляет 73.8 м, собственная масса - 243 тонны, размах крыла -44 метра. Без дозаправки он мог пройти 2000 км.

-9

"Лунь" является монопланом с трапециевидным крылом, хвостовое оперение с рулями управления - это традиционная для авиации схема.

-10

На пилоне в носовой части установлены восемь двигателей НК-87 - подобные использовались на гражданском лайнере Ил-86. Тяга каждого мотора - 13000 кгс.

-11

В отличие от гражданских моторов, двигатели "Луня" не боялись попадания в турбины птиц, забрызгивания водой и ракетных реактивных струй.

-12
-13

Снизу у экраноплана выраженный киль

-14

Чтобы поднять экраноплан на высоту до 8 метров, закрылки опускались, а двигатели нагнетали воздух под крыло через поворотные сопла. Садился "Лунь" с помощью гидролыжного устройства.

-15

В отличие от "Орленка", "Лунь" не был способен сам выйти на берег, для обслуживания ему требовался док. А вот 5-6 - балльные штормы его не пугали.

Поплавки на концах крыла
Поплавки на концах крыла

В отличие от самолетов, "Лунь" был способен оставаться на плаву и двигаться в водоизмещающем режиме, то есть как корабль, при волнении в 5-6 баллов, так что даже остановка всех двигателей не приводила к затоплению экраноплана.

-17

Когда во время ходовых испытаний у "Луня" по недосмотру техников кончилось топливо, пилоты без проблем посадили его на воду и спокойно дождались буксировщика.

-18

Под контейнерами для ракет почти такая же керамическая защита, как на корпусе многоразового космического корабля "Буран".

-19

Кабина стрелка расположена под ракетами, в поворотном колпаке стоял корабельный башенный скорострельный пулемет "Утес-М".

-20

Девятиметровые четырехтонные крылатые ракеты с комбинированной системой наведения ПУ ПКР ЗМ-80, или SS-N-22 Sunburn по классификации НАТО, которыми был вооружен "Лунь" имеют дальность от 10 до 120 км. Масса боевой части — 300 кг, из них 150 кг приходится на взрывчатое вещество. Одна такая ракета может потопить корабль водоизмещением в 20 000 тонн.

-21

Импульсные нагрузки при пуске ракет достигали 120 тонн, но "Лунь" при этом просаживался на ходу всего на полметра.

-22

Самолетная кабина, а в корпусе обтекателей расположена морская радио-локационная станция.

-23

РЛС есть и в хвостовой части

-24
-25

Я поднялся на хвост "Луня" - вид оттуда открывается грандиозный

-26

Сзади кабина еще одного стрелка, поднятая на 12 метров над ватерлинией

-27
-28

Это первая часть материала про "Лунь". В следующих постах покажу экраноплан изнутри и расскажу о результатах испытаний, а так же о том, как развивались в дальнейшем идеи советских конструкторов.

-29

Хотите посмотреть на грандиозный советский экраноплана своими глазами? Приезжайте в Дагестан, это не закрытый объект. Вот координаты точки: 41.937917, 48.383782

-30

Подписывайтесь, и ставьте лайк чтобы не пропустить следующую серию. И как всегда я буду рад вашим комментариям, дополнениям и репостам!