Здравствуйте, дорогие родители! Вместо традиционного вступления и объявления темы нашей сегодняшней встречи я предлагаю вам провести некоторую «инвентаризацию» своего жизненного опыта. Точнее опыта родительского, самого сложного, горького и сладкого одномоментно.
Итак, дорогие мои, представьте, что вы – книга. Книга-копилка родительской мудрости и зрелости. Задание простое – подумайте 2–3 минуты и ответьте на вопросы (только честно):
- Как бы вы назвали эту книгу?
- Какую иллюстрацию выбрали бы вы на обложку? Например, шуточную или страшилку, а может быть, абстракцию-неопределенность?
- Какие главы вы бы поместили в своей книге?
- А от каких эпизодов хотелось бы избавиться?
- С какими главами хотелось бы поделиться?
Смею предположить, что в родительском собрании сочинений появились бы новые книги:
- «Я тревожный родитель, или Как бы чего не вышло».
- «Я слишком мнительный родитель».
- «Я вездесущий родитель, или От меня не должно быть секретов».
- «Я некомпетентный родитель, или Этот страшный интернет».
- «Я мама (папа) гиперопека и гипернаставник» и т. д.
Конечно, в своей книге каждый родитель разместил бы в первую очередь то, что больше всего волнует, тревожит, настораживает, страшит и пугает.
Вы уже догадались, что тема сегодняшней встречи – родительские страхи и тревоги. Предлагаем вам «пройтись» по некоторым главам нашей родительской копилки мудрости.
Глава 1. Футорофобия и футорошок как базовый страх родителей
У человека должны быть иллюзии, чтобы жить. Если смотреть на жизнь слишком честно и беспристрастно, она становится невыносимой…
Вуди Аллен, американский писатель, режиссер, актер
Нужно отметить, что базовые страхи родителей – это тревоги, связанные с будущим. Так сказать, страхи нашего воображения (иногда болезненного). Это надуманные, фантазийные, преувеличенные страхи, тревоги и фобии.
Посудите сами, то, что прошло и пережито, уже не так пугает. Мы стойко преодолели первые шаги и падения, ветрянку, прививки, болезни и даже кризисы малыша. Все постепенно улеглось, прошло, отболело.
С тревогами, которые появляются в настоящем, мы худо-бедно справляемся. Правда, с переменным успехом, но все же. И конфликты в школе «разруливаем», и глотаем первые «пилюли» самостоятельности и самовыражения нашего чада. И уживаемся с подростковыми бунтами и вспышками. А что делать? Эти блюда преподносит нам жизнь здесь и сейчас. Не открутишься и не отвертишься. И о страхах настоящего мы уже не раз говорили и еще вернемся.
Остановимся на страхах перед будущим. Именно неизвестное вызывает у родителей беспокойство и тревогу.
Что такое футорофобия?
В науке нервозное состояние, связанное с будущим, называется футорофобией. Это некоторое неприятие будущего (качественно иного) с уже привычным настоящим.
Полезная информация для продвинутых родителей
Футуршок, или футурошок, – шок будущего (слово английского происхождения – Future Shock) – защитная реакция психики на изменения в обществе или в окружении человека. Изменения носят стремительный и радикальный характер.
Футорошок вызван:
- социальным прогрессом;
- ускоренным темпом технологических преобразований.
Термин появился в конце прошлого века благодаря американскому социологу и футорологу Элвину Тоффлеру. Исследователь называл это явление шоком настоящего. Причина шоковой реакции – столкновение личности с радикальными изменениями в окружающей действительности.
То есть происходит несоответствие между самой реальностью и картиной реальности в сознании личности. Налицо признаки дезадаптации, дисгармонии с окружающим миром. Изменения в обществе, политические игры сильных мира сего, нестабильность, поток неизвестной информации, достижения науки и техники вызывает футурошок.
Различают глобальный (на мировом уровне) и личный футорошок. Мы остановимся на личном. СМИ, интерактивные технологии, ежесекундно меняющийся мир нас приводят к стрессам, дезориентируют, вызывают шок будущего.
Важно приспособиться, адаптироваться не только к реальным изменениям, но и к ожидаемым.
В следующей главе нашей книги мы попробуем разобраться, почему будущее (туманное и неизвестное) вызывает у нас тревогу и страх.
Страх заставляет людей размышлять.
Аристотель, древнегреческий философ
Давайте поразмышляем вместе...
Глава 2. Почему родители боятся будущего?
…Страх возникает, когда теряешь уверенность в том, что ты – это ты…
Антуан де Сент-Экзюпери, из книги «Военный лётчик»
В этом не совсем здоровом состоянии футурошока находится огромное количество взрослых людей. То есть нас, родителей. Отсюда ключ всех наших «бед». Мы боимся и не принимаем трудностей, связанных с детьми. Например, огрызнулся в ответ – «Как ты посмел», – кричим мы.
Или ребенок стал хуже учиться – катастрофа. Рисуем себе, что он никуда не поступит, будет неучем и неудачником. Никогда не забуду, как моя мама грозила мне после какой-нибудь несчастной тройки, что я пойду на завод «гайки крутить». А мне, 12-летнему подростку, были по барабану и завод, и гайки эти злополучные.
Мы боимся изменений и даже перспектив этих изменений. Уходим от правды и трудностей. Ребенок-подросток не будет уже розовощеким карапузом на зависть всем соседям и родственникам. Он ершистый и колючий, несговорчивый и противоречивый. А как иначе? Он же растет, формируется, становится самостоятельной личностью. Мы же сознательно или бессознательно уходим от действительности. Активно сопротивляемся прогрессу, нововведениям. Не хотим признать, что новое поколение намного компетентнее нас. По крайней мере, в плане техническом. Да-да, я о компьютере и Всемирной паутине.
Как отличить беспокойство от фобии?
Предлагаю разобраться в «эволюции» страха, в его динамике и степени нарастания.
Где же грань допустимых переживаний, а где уже патологические тревожные состояния?
- Начальная ступень – норма. Это естественные переживания, состояние нормальной (адекватной) тревоги и беспокойства. Например, подросток задержался из школы, телефон не отвечает. Волнения оправданны, мы переживаем. Чтобы избежать излишних волнений, заранее договаривайтесь с ребенком. Причем объясните и обоснуйте свои просьбы предупреждать и сообщать вам, где он и с кем.
- Средняя позиция – тревога закрепленная, постоянная, перерастающая в контролируемое (пока) чувство страха. К примеру, вы первый раз отправили ребенка в лагерь. Вы беспокоитесь, переживаете. Но при этом эта тревога не «парализует» вашу деятельность. Вы продолжаете жить, ходить на работу, пить по утрам кофе и пр. Успокаивают вас звонки и родительские дни. То есть страх под контролем.
- Крайняя степень – признаки футорофобии. Вы не способны управлять страхом, самостоятельно справиться с этим съедающим и всепоглощающим чувством не можете. Вы потеряли сон, покой и аппетит. Давление поднимается, истерики, агрессия или апатия. Такое состояние можно сравнить с фобией летать на самолете. Когда человек не может даже подняться на трап. Опасно для себя лично и для окружающих.
Без комментариев. Май 2014 года. У нас только развязывался и набирал обороты военный конфликт. В 100 км от нашего городка шли бои. Люди разъезжались кто куда, город постепенно пустел. Но школы работали, мы заканчивали учебный год. Не забуду одну маму – она металась по коридорам школы с «перевернутыми» от страха глазами. Забирала (выхватывала) своих детей из класса… Потом мы узнали, что она умерла от сердечного приступа. Человек не смог справиться со страхом.
Природа страха
Оказывается, футорофобия наследуется нами эволюционным способом. Все как в животном мире – бей, беги, замри. Это естественное проявление реакции живого организма на угрозу жизни. Но «человек разумный», в отличие от братьев наших меньших, реагирует не только на реальную угрозу. Человек способен тревожиться и испытывать страх даже по поводу вымышленной, мнимой угрозы.
Психологи и психоневрологи снимают страхи и эмоциональные переживания путем «препарирования» этого страха. То есть безопасной ситуация становится тогда, когда она человеку ясна и понятна. И наоборот, если ситуация туманна, непонятна, то тревога нарастает, закрепляется в опасное состояние.
Тревожные родители склонны к обобщениям. В голове возникают и «прорастают» только негативные установки-угрозы:
- всегда;
- все пропало;
- это конец;
- все рушится и пр.
Тревога растекается и проникает во все сферы жизни. Естественно, под удар попадают дети. Они усваивают эту стратегию. Мы уже говорили о том, что родительские страхи транслируются детям без преград и барьеров. Дети копируют наши реакции и поведение, даже не осознавая. Или же сопротивляются, бунтуют. Всеми силами пытаются избавиться от гиперопеки и сумасшедшей нашей «любви».
Как снять тревогу, разгрузить болезненный «полет фантазии», мы поговорим в следующий раз. Не так просто избавиться от закрепленной фобии. Самостоятельно, без специалиста нейтрализовать страхи сложно. По крайней мере, первичная консультация психолога будет как нельзя кстати. Первое, что нужно сделать, – это признать, что страх стал управлять вашей жизнью, а не наоборот.
Любовь – это застенчивый полевой цветок, а вовсе не садовая роза. Ему хорошо там, где он вырос. Если мы резко пересадим его, начнем поливать, удобрять и беспокоить, он может зачахнуть. Окружите его спокойным теплом, не теребите по пустякам, и любовь будет расцветать, удивляя и радуя вас снова и снова…
Софи Лорен, итальянская актриса и просто очень мудрая женщина
Глава 3. Путевой набросок по преодолению футорофобии
От поспешности недалеко и до страха, тогда как медлительность ближе к подлинной стойкости.
Публий Корнелий Тацит, античный философ, древнеримский историк
Что делать со своими страхами будущего? Как снизить напряжение и уровень негативных переживаний тревоги?
В консультировании психологи используют поэтапную схему действия.
Шаг 1. Локализация проблемы
Здесь включаются функции мышления – анализ и синтез. Нейтрализовать любой страх можно при помощи всего лишь нескольких вопросов:
- Где?
- В какой ситуации этот страх возникает?
- Как проявляется?
Важно подробно мысленно или письменно описать ситуацию. То есть работает тот же принцип безопасности страха. Как только в ситуацию вносится ясность, она становится более реальной, понятной и не несет угрозы. Например, ребенок уехал учиться в другой город после окончания школы. Не нужно себя накручивать. Ребенок находится среди людей, он живет в цивилизованном мире с телефонами, больницами, аптеками и пр. Он не в пустыне, не умрет от жажды и холода. А временные трудности и заботы только научат вашего «малыша» самостоятельности. Тем более, в душе вы очень этого хотите. Так что запоминаем: стало страшно – вносим ясность.
Шаг 2. Ищем реальную опасность
Итак, на первом этапе мы «разжевали» ситуацию, внесли ясность. Тем самым дали возможность «проклюнуться» первым росткам контроля над футорофобией. Далее нам нужно понять и осознать реальность или субъективность угрозы/опасности.
Помогут вопросы-ответы, в зависимости от ситуации:
- Насколько реально, что подросток собьется с пути (начнет курить, пить и пр.)?
- Насколько реально, что вы не сможете его выучить?
- Почему вы уверены, что бизнес лопнет, средств не будет и вы не сможете дать ребенку хорошее образование?
Самое главное на этом этапе – честные, точные, лаконичные аргументы. Мое любимое «отрезвляющее» выражение: «Факты – вещь упрямая». Именно факты вносят ясность, очищают мысли. Только здравые аргументы помогают уйти от заблуждений, домыслов, нелепых рассуждений. Факты возвращают на землю, ведут к взвешенной оценке реальных угроз:
«Да, это вполне возможно, что денег не хватит. Но мой совершеннолетний сын вполне может совмещать и учебу, и работу».
«Нет, мой ребенок не собьется с пути. Он с самого детства доверял мне. Я всегда поддерживал его. Даже в кризисные и конфликтные моменты мы находили точки соприкосновения. Все не так страшно, как казалось вначале».
Это интересно. А вы знаете, что эмоциональное и интеллектуальное состояние человека находятся в противофазах? То есть когда мы эмоционально включаемся, испытываем страх, тревогу, рациональное начало отключается.
Поэтому чтобы «достучаться» до человека, нужно высвободить его эмоции. Нужно вербализировать страх, тревогу.
Что это значит? Нарисовать, описать словами, фразами, песнями, криками, чем хотите. Как только мы обозначаем эмоцию, мы постепенно от нее избавляемся. Как говорят психологи, важно дистанцироваться от тревожного состояния.
Как всегда, помогают вопросы и честные ответы:
- Что я чувствую?
- Что это за ситуация, которую я так боюсь? Важно описать подробно тревожащую ситуацию.
- Насколько эта опасность/угроза реальна для меня? Обязательно нужны аргументы (не менее 3–4).
Шаг 3. «Загляни в будущее без опаски».
Этот этап уже конструктивный. Мы определяем желаемое для нас будущее:
- Что я хочу как родитель?
- Как хочу осуществить задуманное?
- Ради чего столько усилий?
В науке этот этап называют горизонтом планирования. Он может быть и длинным, и коротким.
Важно: в состоянии стресса и тревоги используют короткий (ближайший) горизонт планирования.
Конечно, глобальное решение проблемы лежит далеко за пределами ситуации. И для полной ликвидации страха в дальнейшем потребуется расширенный горизонт планирования. Психолог-консультант поможет посмотреть на проблему с вершины системного мышления. При этом важно учесть окружение, сферы влияния личности и пр.
Шаг 4. Определяем зоны ответственности
Здесь важно соблюдать правило:
Не стоит думать о том (и никогда не думайте), на что повлиять не сможете.
Мы часто тратим свою энергию впустую. Рисуем детям какое-то мрачное будущее. «Поднываем», печалимся – работы нет, в мире нестабильно, пандемия, СПИД, наркотики. Список «жалоб» у некоторых не заканчивается.
Попробуйте по-другому. Например, вас опять накрывают безрадостные мысли. Мало того, они вас расстраивают, печалят, засасывают в черную дыру депрессии и хандры.
Задаем себе вопрос: «Я могу что-то сделать?»Рецепт простой: не можете – не думайте. Все! Поставили точку.
Понимаете, дорогие родители, есть в жизни Зона влияния, а есть Зона проблем.
- Зона проблем – это та жизненная сфера, обстоятельство, на которое мы, увы, повлиять не можем. Например, война, мороз, возраст и пр. К примеру, зачем я буду думать о том, что мне уже 40 лет? От своих мыслей я моложе не стану, а вот противной сварливой бабой – запросто.
- Зона влияния – это то, на что я могу оказать влияние. Например, порядок, уют и достаток в доме. Доброжелательные отношения в семье, забота и любовь к моим близким людям.
Внимание! И если мы расширяем Зону влияния, то Зона проблем (беспочвенные страхи, переживания) сужается. Вот такой парадокс!
Часто на консультации, когда родитель осознает, что от него зависит 1 часть из 10, ему становится легче. Действительно, зачем бороться с ветром, дождем и снегопадом? Переждите бурю и продолжайте наслаждаться жизнью!
Шаг 5. Осознаем зону «чужой» ответственности
На предыдущем этапе мы разобрались со своей зоной контроля/ответственности. Мы выделили то, на что можем повлиять. Нашли разумные способы изменить ситуацию.
Теперь давайте посмотрим внимательно на Зону «чужой» ответственности (Зону проблем). Когда человек все-таки начинает сражение с «ветряными мельницами», он входит в Зону контроля. Самооценка падает, уровень тревожности растет. Происходит самое настоящее психологическое выгорание личности.
Поэтому следуйте правилу: не можете что-то сделать – не думайте.
Ощутите вкус победы в малом. Похвалите ребенка даже за пустяк, погуляйте с ним, поговорите откровенно. Успешным родителем быть не так уж сложно. Главное – быть внимательным и искренним.
Не нужно думать о суициде, контролировать ребенка, придираться к его друзьям, подозревать во всех смертных грехах! Можно просто сделать ему какой-нибудь сюрприз. Посвятить вечер, приготовить что-то вкусное или просто побыть рядом, отложив все дела на потом.
Шаг 6. Проектирование дальнейших событий
Когда вы уже разобрались, что от нас зависит, а что нет, можно переходить к более конкретным вопросам:
- Что я готов делать и сделать для своего сына (дочки)?
- Что мой сын (дочь) готов сделать для себя и нашего будущего?
Самое главное – находиться в ситуации принятия, поскольку проявление страха блокирует желания и стремления человека. Мы должны быть готовы к рефлексии (анализу), к диалогу, к искренним ответам.
Чтобы выучить важные жизненные уроки, нужно каждый день преодолевать страх…
Ральф Уолдо Эмерсон, американский поэт, автор философских эссе
Анонс
В следующий раз мы поговорим с вами о страхах родителей пережить кризисные моменты переходного возраста, ответим на «неудобные» вопросы. Разберем влияние семейного «контекста» (отношений в семье) на эмоциональное состояние всех членов семьи.
Поговорим о родительских страхах и психологических травмах ребенка. Как вообще распознать травматическую ситуацию? Да мало ли у нас, родителей, общих тем, проблем и секретов. А пока…
Держите день в своих руках,
Гоните из него печали.
Не обронить бы впопыхах,
Что Небеса на счастье дали.
Опарина Анна, сборник «Мои неименитыестихи»