"Да у тебя тут еще конь не валялся!" — сразу с порога заявил мне приятель, увидев разгром в квартире по поводу надвигающегося ремонта. А ведь и правда конь не валялся – чего ему на седьмом этаже делать, если он даже в лифт бы не поместился!
Сколько раз слышал это выражение, но никогда не задумывался, откуда оно пошло, а тут решил узнать версии его происхождения. Вообще вариантов было штук пять, но, отбросив самые абсурдные, я выбрал два наиболее правдоподобных. Причем самый правдоподобный из двух оказался связан с кастрацией животных.
Первая версия звучит достаточно просто: когда после зимы лошадей выпускали на поле, они радостно скакали и падали на спину, чтобы почесать затекшие за зиму бока. Так делают не только лошади, но и коровы. Всегда, когда их выпускают на поле первый раз после зимы, начинается почти цирковое представление с прыжками и валянием на земле.
Если лошадь хорошенько поваляется после зимнего застоя, значит она разомнется и с полной отдачей приступит к своей основной обязанности – вспашке земли. Ну, а раз конь еще не валялся, то значит пахать землю он не настроен, а стало быть придется ждать, пока животинка вволю позабавится, и только потом приниматься за работу.
Но в этом варианте объяснения есть одна несостыковка. Почему тогда именно "конь" не валялся, а не "кобыла" или просто "лошадь"? Дискриминации по половому признаку у лошадей не было, поэтому лошади-девочки пахали наравне с конями-мальчиками. А раз так, то почему в поговорке говорится только про представителей сильного лошадиного пола?
Второе объяснение происхождения пословицы в этой связи мне кажется более логичным. Конь не валялся означает еще и то, что животина не кастрировалась. Отсюда и происхождение слова "коновалы" — деревенские врачи-самоучки, которые только и могли что коней лишать мужского достоинства.
Но и конь не дурак — просто так лишать себя самого ценного он не даст. Может так лягнуть, что мать родная потом не узнает. Поэтому прежде чем совершить все необходимые процедуры, коней валили на землю, чтобы не те не могли дать сдачи своему обидчику.
После такого "валяния" конь становился покладистым и работоспособным, терял буйный нрав жеребца и становился трудягой-мерином, которого можно и в соху запрячь, и верхом объездить. А если конь еще не валялся, то работать с ним было бесполезно: все время норовил ускакать на вольные поля да с прекрасным полом пообщаться. Короче, не до работы ему было. Отсюда и пошла эта пословица.
Так же и в каком-то деле: раз конь еще не валялся, значит даже подготовительные работы еще не выполнены, не говоря уже о самом деле.