Не в смысле «слушать-ся», а в смысле «слушать, слышать и понимать».
По большому счёту, вопрос глобальный. Потому что дети-школьники часто не понимают что от них хочет учитель. Вроде и в классе присутствуют, и «беспорядков не нарушают» особо, а что на уроке происходило потом рассказать не могут, темы не понимают, домашнее задание «мимо ушей» пропускают и т.д.
При чём учителя «воют» от детской невнимательности, родители звереют от острой необходимости быть постоянно вовлечёнными в учебный процесс (ага - за нас родители домашнее задание в чате класса не узнавали), а дети... Бедные дети! Они не понимают что вокруг происходит, им сложно с мелькания ярких картинок тик-тока перестроится на восприятие монотонного бубнения учителя и они действительно не слушают, не слышат, не воспринимают что им говорят учителя, родители и прочие прохожие.
Время такое, поколение такое, среда обитания (информационное пространство) такая - это ясно. А делать-то с этим что?
Желательно сразу, «с новья», а не когда уже у школьника проблемы с успеваемостью.
Я вот смотрю на своего полутора-годовалого сына и думаю: "как быть?"
Для того чтобы книги читал - понятно что делать: читать. Вслух и регулярно. Ещё неплохо работает «пример окружающих», которых тоже можно систематически наблюдать со своими «взрослыми» книжками. По крайней мере, со старшими детьми это получилось и у меня нет причин предполагать что с маленьким не выйдет.
Позже говорить, обсуждать прочитанное можно. Спрашивать что понял и что понравилось.
И вот тут меня начинают терзать сомнения. Потому что сын «показывает характер». Ладно ещё при выборе книг: пару стихов из одной книги прочитали - требует другую. Но он внезапно начал «перебивать старших». Говорить ещё пока только отдельные слова может, а уже «встревает» во взрослые разговоры. Сёстры болтают о своём, о девичьем, а он громко и протяжно кричит «Аааааа». Сёстры замолкают, спрашивают: попить он или поесть хочет. Он тоже замолкает. Улыбается: доволен что привлёк их внимание. Они снова болтать - он снова орать. Они замолкают и он тоже...
Так же ведёт себя когда кто-то по телефону разговаривает. Подходит и «на ухо» орать начинает. От него не знаешь куда убежать и спрятаться. Папе почти каждый вечер по работе звонят. Разговору на пару минут. Вот он и бегает: то в туалете спрячется, то на балконе запрётся, чтобы сын не мешал разговору.
В последнее время принялся таким же способом меня «затыкать». Я ему перед сном песенки пою. Обычно он спокойно слушает и засыпает. А сейчас то ли от жары, то ли от перемен погоды всё не стандартно происходит. И вот я его начинаю спать укладывать - он орать начинает. Я «обижаюсь», говорю что не стану ему петь - он замолкает. Режим дня нас спасает, процесс укладки не сильно от этого затягивается, но всё равно мне каким-то «неправильным» представляется.
О том что можно «лупить и затыкать пока не поздно» я знаю. Но хочется-то какими-нибудь более прогрессивными способами воздействовать на ребенка.
Ваши идеи гуманной борьбы за качество слушания жду в
комментариях!