У меня в компьютере есть файл «ogryzania». Там я пишу сложные комментарии в интернетских посиделках. И вот – разогнался из-за статьи о художнике Лукиянове.
Написал следующее.
А вот про ««умеют раскрываться»» у вас не получилось. Насколько блестящ стиль вашего изложения (аж, образно говоря, слюнки текут), настолько здесь он пуст. Надо б же пример дать. Хоть один. А у вас аж множественное число: «свежие впечатления», но – общо.
В пику я вспоминаю, как я дал пример свежих для меня впечатлений (что Хозе несчастен, а Кармен глубока). Я взял и под звучащую с пластинки «Кармен-сюиту» записал, что я чувствовал на концерте, когда впервые её слушал.
И прочла это учащаяся института им. Гнесиных. И сказала: «Пишешь ты хорошо. Но я чувствовала, что мне навязывают. В музыке гораздо больше, чем ты написал».
А я её не послушал.
В мире миллионы людей со вкусом погрубее. Такие с огромной благодарностью прочли б под музыку то, что я написал, если б знали, как это достать. Я сам помню не один случай такой благодарности.
И сейчас я думаю, неужели я не прав касательно живописи и автора этой статьи, а прав он, давая полную свободу нашему умению почуять «свежие впечатления»?
Мне проще подумать, что он не умеет всё же переводить именно «свежие впечатления» от Лукиянова в их отличии от «художников-конъюнктурщиков». Умел бы – привёл бы пример оттуда и оттуда.
А может, автор и умеет, да специально не хочет. Разбор конкретного произведения, напряжёт же внимание читателя. А зачем его напрягать? Лучше просто дать смотреть и наслаждаться. Тем более, что Дзен это поощряет. Плывущих в удовольствии перед гладящими по шерсти репродукциями больше среди переживающих «просто нравится», чем вдумывающихся. Авторы, пишущие ещё и ради денег, с этим считаются и не заморачиваются с анализом картин. Тем более – с синтезом из этого анализа.
Так что, кто его, данного автора, знает. Может, он и может примером подтвердить-разжевать слова, что Лукиянов «всякий раз раскрывает красоту родной природы заново», да не хочет.
.
Хотел поставить этот текст в окно для комментариев. А там написано: «Автор публикации ограничил для вас доступ к комментариям».
Опа.
Тогда я взял абы какую репродукцию из той статьи и стал создавать собственную.
Стало интересно, смогу ли я увидеть во взятой картине «свежие впечатления»?
Полезли, наоборот, плохие мысли. – Могут ли на песке расти ели? – Это ж ели нарисованы?
Спросил поисковик: «ели на песчаном берегу Волги». – Получил, вроде, положительный ответ.
Так что: это и есть «свежие впечатления»? – Но это ж – ботаническое, а не эмоциональное, о каком речь шла у моего оппонента.
Эмоционально свежего я что-то не ощущаю.
Или всё же есть – вот эта нейтральность. Всё – невыдающееся. (Ну, коме реки, конечно – очень уж широка.)
Почему-то вспомнилось, как я раз испугался, глянув на фото какого-то китайца (как на завод попало это фото, я забыл). – Совершенно невозможно было определить возраст (а я тогда это здорово умел). А страх был от представимой невозможности их отличать друг от друга. А их – миллиард (тогда был).
Я б всё-таки с какой-то изюминкой картину выбрал бы для ублажения публики.
Правда, верная ли это репродукция? Радости очень много.
С грустинкой-то потоньше настроение…
Бельё сушится…
И интересно: если вид сверху и за нашими спинами холм, то там родник, что ли, раз воду несут не из колодца, что обязательно во дворе?
И я не знаю, свежее ли моё переживание…
А что меня может картинка пронять, знаю точно. Но, прочёл вот (см. тут) своё же про гимн скромности, и вижу, что и к непрониманию можно тоже хорошо отнестись, увидев в картинах принципиальный традиционализм России, нет стыда за бедность*.
Вот и здесь… Хоть на окнах резные наличники, ограда – из редко прибитых простых досок. Почему-то думается, что стиральной машины в доме нет: стирают редко и сушат вне избы, да и водопровода нет. А вообще-то мог бы быть в 21-м столетии. И нет тени смущения – электричество подведено, хоть столбы пейзаж не украшают. То есть – большой идеализации тоже нет. Авторесса права: русская красота.
Только у меня это выведено через посильный анализ, а у неё – в оправданной уверенности, что ей поверят без него.
В чём она прямо не права: что Лукиянов «идёт от себя».
Нет! От традиции. – Это прикладное искусство, здесь призванное усиливать, - как в шуточной рекламе лекарства от несварения: «Русская еда – самая правильная!», - русскую обыкновенность.
То есть при выражении всех тонкостей настроений это всё же не такое тонкое искусство, как неприкладное, призванное создавать общение по сокровенному поводу.
Скажут: но русскость – разве не сокровенное?
Думаю, нет, когда ежедневно Россию шпыняют.
16 июля 2021 г.
*- Так вы за бедность?
- Я против отсутствия странности, неожиданности, недопонятности.
Теперь, когда Россию Запад усиленно шпыняет за традиционализм, нет ничего странного, что реакция – обратная: стоять за традиционализм. В том числе и за бедность, когда со времени крымнаш бедность пошла вразнос. Вот потому у Лукиянова такая радость при отсутствии водопровода в 21 столетии. – Естественно с некоторой точки зрения.
Во времена железного занавеса атака молодёжной контркультуры тоже вызывала в СССР в качестве реакции традиционализм. Но в самом начале… В 50-х… Я застал… Буги-вуги… – Я так никогда и не позволил себе дрыгаться в танце.
И тогда, в начале, ещё было неожиданностью – открыто Асадову воспеть традиционализм.
НОЧЬ
Как только разжались объятья,
Девчонка вскочила с травы,
Смущенно поправила платье
И встала под сенью листвы.
Чуть брезжил предутренний свет,
Девчонка губу закусила,
Потом еле слышно спросила:
-- Ты муж мне теперь или нет?
Весь лес в напряжении ждал,
Застыли ромашка и мята,
Но парень в ответ промолчал
И только вздохнул виновато...
Видать, не поверил сейчас
Он чистым лучам ее глаз.
Ну чем ей, наивной, помочь
В такую вот горькую ночь?!
Эх, знать бы ей, чуять душой,
Что в гордости, может, и сила,
Что строгость еще ни одной
Девчонке не повредила.
И может, все вышло не так бы,
Случись эта ночь после свадьбы.
1961 г.
Но лет 5-10 спустя это из смелости стало посмешищем, пошлостью с точки зрения продвинутых. В этом не было ничего нового. А старое – скучно.
В картине «Теплый день. Река Волга» мало что изменилось бы, напиши художник вместо двух супружеских пар с их детьми, играющими неподалёку в песке, – молодёжь, в круге играющую в волейбол. Но сколько-то от традиционности бы убыло.
17.07.2021