Прокатный стан позволил придать железным и стальным заготовкам единообразие и внес существенные изменения в технологические схемы производства изделий, которые ранее изготавливались методом ковки. Без него было бы невозможно строительство дешевых железных дорог, мостов, судов и многого другого.
Перед обжимом слитки металла разогревают, выдерживая несколько часов в нагревательных колодцах при 1100-1300°С.
Многие века человек получал металлические изделия ковкой, но по мере того, как росла потребность в конструктивных элементах с одинаковым сечением по всей длине (балках, прутах, рельсах), традиционный метод становился все более беспомощным. Ему на смену пришел прокат — обработка металлов в зазоре между двумя вращающимися валами.
Самые ранние упоминания данной техники найдены в трудах Леонардо да Винчи от 1495 г. Описанный им агрегат имел плоские валики и управлялся вручную с помощью массивной рукояти, а его мощности хватало только на то, чтобы получить листы, да и то из холодных мягк