Найти в Дзене
"Сказка на ночь"

Камилла Моне, какую роль она играла в жизни и творчестве своего знаменитого мужа?

Амиль Моне(Камилла), первая жена Моне, как и жёны других великих художников-импрессионистов, практически терялась в тени человека, с которым разделила свою жизнь. И каким бы гением и решимостью пробиться к вершинам своего искусства ни обладал Моне, женщина, которая была рядом с ним, должна получить некоторое признание не только потому, что она позировала для многих его самых вдохновенных и известных работ, но и потому, что она разделяла его страдания, надежды и разочарования в годы наибольших лишений и трудностей.

Камилла Донсье, фото 1871
Камилла Донсье, фото 1871

Если точная природа сентиментальных отношений между Моне и Камиллой неизвестна, то факты указывают на то, что не всё было хорошо, возможно, с самого начала. На самом деле Моне, возможно, женился на Камилле отчасти потому, что у него были финансовые трудности. К несчастью, Камилла умерла молодой, когда её муж был по уши в долгах и, вполне возможно, уже имел любовницу. Во всяком случае, Моне не был лишен привязанности к Камилле, и художник оставил немало трогательных полотен с Камиллой в качестве основного сюжета.

Камилла Донсье была еще подростком, когда Моне познакомился с ней в 1865 году. Хотя она была скромного происхождения и работала моделью, она была привлекательной, умной девушкой с тёмными волосами и прекрасными глазами, как у Моне. Камилла была на семь лет моложе Моне, который в то время был всего лишь бедным художником. Вскоре Камилла стала его любовницей и моделью. Мужчины из социального класса Моне, как правило, не женились на своих любовницах, но Клод, всегда упрямый, игнорировал правила. К несчастью, супруги жили в удручающей бедности. Вплоть до самой смерти Камиллы, она «появлялась» в качестве женской фигуры в деревенских пейзажах. Многие из этих полотен принадлежат к числу лучших шедевров Моне.

"Клод Моне читает" Ренуар (1874)
"Клод Моне читает" Ренуар (1874)

Незадолго до отъезда из Парижа в Трувиль Камилла и Клод обвенчались на гражданской церемонии в ратуше восьмого округа. Мятежный французский художник Гюстав Кюрбе был одним из свидетелей. Присутствовали родители Камиллы, и всё прошло с подобающей формальностью. Всё, что омрачало это событие, - отсутствие отца и тёти Моне, которые считали этот союз гибельным мезальянсом. Семейство Донсье предусмотрительно настояло на брачном соглашении, которое позволило бы их дочери сохранить контроль над собственным небольшим приданым-страховкой от блудных инстинктов их будущего зятя. Хотя родители Моне были финансово независимы, его отец отказался помочь сыну, так как не согласился с выбором профессии Моне.

Возможно, первые годы их союза Камиль и Моне были счастливы. Моне провел лето 1867 года в Сент-Адресе, небольшом городке на побережье Нормандского канала к северу от Гавра. Среди работ, написанных в то лето, были «Пляж в Сент-Адресе» и «Сад в Сент-Адресе» 25 июня он доложил коллеге-художнику и другу Фредерику Базилю, что всё хорошо: "Я здесь уже пятнадцать дней, счастлив и так хорошо, как можно ожидать. Все очаровательны и восхищаются каждым взмахом моей кисти." Несомненно, среди его почитателей были изображённые здесь фигуры: кузина художника Жанна-Маргарита Лекадр, стоявшая рядом с неизвестным джентльменом в центре зала; тетя Моне, мадам Лекадр; и его отец Адольф, сидевший на переднем плане.

"Женщина в зелёном платье" 1866
"Женщина в зелёном платье" 1866

В преддверии окончания салона и отчаянно нуждаясь в деньгах, Моне быстро завершил официальный портрет (в полный рост) Камиллы под названием "Женщина в зелёном платье», закончив его всего за четыре дня. Он закончил её вовремя, и картина была принята в Салон, где была встречена с большим восхищением публики, и Арсен Уссэ купил её за 800 франков, невероятную сумму для такого молодого, ещё не состоявшегося художника. Впоследствии Моне поручили написать портрет мадам Годибер из Гавра.

"Женщины в саду" 1866
"Женщины в саду" 1866

Опираясь на свой успех (и свой заработок) от "Женщины в зелёном платье", Моне быстро приступил к своей следующей крупной работе: «Женщины в саду». Он планировал выполнить этот проект на холсте высотой более восьми футов, пытаясь запечатлеть эффект света, падающего сквозь деревья на группу женщин, наслаждающихся зелёным, залитым солнцем садом. Камилла снова послужила ему моделью, позируя для всех четырех фигур, которые появляются на картине, и в результате все они имеют сильное сходство друг с другом. Несмотря на усилия Моне, жюри Салона отвергло «Женщин в саду», которую он представил в 1867 году. Впрочем, это не было полной неожиданностью для Моне, так как Салон с неприязнью относился к искусству, выходившему за рамки академических стандартов того времени. Эти фигуры не являются частью какого – либо исторического, литературного, религиозного или социального послания – у них нет сюжетной линии - они просто существуют. Это произведение, как и все работы Моне, не предназначались для передачи какого – либо глубокого символического послания, а создавались исключительно для того, чтобы доставить удовольствие и восторг зрителю - и эта цель считалась недостойной “настоящего” художника.

После неудачи «Женщин в саду», снова на грани экономического краха, и с беременной Камиллой, Моне пришлось вернуться домой в Гавр, чтобы помириться со своей семьей, которая угрожала лишить его содержания, и пока он отсутствовал, Камилла родила их первого сына, Жана. Он также писал отчаянные письма своим друзьям, в том числе Базилю, умоляя их одолжить ему денег. Моне сделал нерешительную попытку самоубийства, бросившись в Сену.

В следующем году Камилла стала моделью для картины «На берегу Сены» 1868, небольшой, но блестящей работы. Моне начал работу над картиной, когда он, Камиль и их первый сын Жан остановились в гостинице недалеко от деревни Боньер-сюр-Сен. Среди величайших набросков маслом Моне, на берегу Сены, Беннекур раскрывает ранние отличительные черты импрессионизма: банальный сюжет о близком друге, отдыхающем на открытом воздухе у воды в сельской местности близ Парижа; ломаные, вибрирующие мазки кисти, изображающие колебания света; мощная палитра быстро нанесённых синих, зелёных и жёлтых тонов; и формы, вызывающие ощущение непосредственности.

Моне был не единственным молодым художником в Париже, написавшим в те дни широкоформатную картину с одной стоящей фигурой. Мане, Ренуар и Каролюс-Дюран, а также Тиссо и Уистлер также занимались этой темой. Как и Камилла Моне, их ранние рисунки тоже не были заказными; вместо этого они представляли своих друзей или моделей, которых можно идентифицировать по имени и сегодня.

Несмотря на чёткое планирование, работа Моне "Déjeuner sur l'herbe" оставалась трудной задачей, и трудности, с которыми Моне столкнулся, взявшись за своё полотно в натуральную величину, казалось, отражали его фактический интерес к фигурным картинам.

В июле или августе 1870 года Моне нарисовал отель «Рош Нуар» в Трувиле, во время своего медового месяца с Камиллой. Моне изобразил мир Пруста, как жизнь на вымышленном курорте Бальбек. Герцогиня Германтская, Одетта де Креси, мадам Вердюрен, Шарль Сван, барон Шарлюс - реальные прототипы всех этих вымышленных персонажей легко могли бы оказаться среди прекрасно одетых мужчин и женщин, прогуливающихся по этой приподнятой террасе с видом на пляж и дощатый настил в ветреный летний день. О международном колорите Трувиля Моне говорит тем, что он придаёт большое значение американскому, французскому и британскому флагам в левой части картины.

Однако кончина Камиллы предположительно начинается с неудачной встречи Моне с Эрнестом и Алисой Кошеде (Ошеде). Парижский бизнесмен, унаследовавший состояние от бизнеса своего отца (торговца тонкими кружевами и шалями) и от его женитьбы в 1863 году на Алисе Рейнго, происходившей из богатой бельгийской семьи. Алиса и Эрнест делили время между своей роскошной парижской квартирой на Рю де Лизбонн, 64, и замком Роттембур в Монжероне, к юго-востоку от столицы, где они принимали гостей с размахом и даже заказывали специальный поезд для перевозки гостей из города.

В этот период Моне и Хошеде стали близкими друзьями, и когда экстравагантный образ жизни Эрнеста в конце концов разорил его, Моне быстро предложил свою поддержку.

Коллекция картин импрессионистов Хошеде была продана в июне 1878 года. Картины продавались по удручающе низким ценам, и Эрнест на некоторое время бежал в Бельгию, спасаясь от долгов. Хошеде были вынуждены отказаться от роскошной жизни, и в августе 1878 года по предложению Моне они переехали в небольшой дом в деревне Ветейль вместе с художником, его женой Камиллой и их детьми Жаном и Майклом.

В незапланированном порядке Моне, Хошеде и их дети (всего 12 человек), не считая нескольких слуг, вскоре были вынуждены переехать в более просторный дом, расположенный на дороге из Ветейля в Ла-Рош-Гийон.

Фото 1888
Фото 1888

Вскоре после того, как обе семьи поселились в Ветейле, Эрнест Хошеде начал работать в парижской газете "Вольтер". Большую часть времени он проводил в столице, оставив Алису и семью в Ветейле, где арендная плата была дешевле. Тем временем Моне с трудом продавал свои картины, и, что ещё хуже, Камилла нуждалась в почти постоянном уходе. Любые деньги, которые Моне зарабатывал и не тратил на краски и материалы, шли на покупку лекарств. Тем не менее, глядя на картины, которые Моне создал в этот период, мало что свидетельствует об этих трудностях. Хотя его письма к друзьям полны жалости к себе и мольбы о финансовой помощи, его картины, напротив, полны солнечного света, цвета и яркости.

"Прогулка. Дама с зонтиком"
"Прогулка. Дама с зонтиком"

В 1877 году Камилла родила второго сына Мишеля. Вскоре здоровье Камиллы ухудшилось - в одних источниках в результате неправильного аборта, в других у неё был рак. 31 августа в дом был вызван священник, чтобы провести последние обряды и одобрить её брак с Моне (который был проведён в гражданском обряде в 1870 году). Моне был подавлен. 5 сентября, пять дней спустя, Камилла умерла в возрасте 32 лет. Моне не всегда относился к ней хорошо и, вероятно, имел отношения с Алисой Хошеде, будучи всё ещё женатым на Камилле. Но смерть Камиллы глубоко потрясла его. Клод нарисовал её в последний раз – на смертном одре. Хотя он хранил картину «Амиль Моне на Смертном одре» в своём собственном владении большую часть своей жизни, она с тех пор стала одной из самых известных его работ.

«Амиль Моне на Смертном одре»
«Амиль Моне на Смертном одре»

"Я поймал себя на том, что наблюдаю за её трагическим лбом, - писал он впоследствии другу, - почти машинально наблюдая за сменой цветов, которые смерть накладывала на её застывшее лицо. Синий, желтый, серый и так далее… мои рефлексы заставили меня сделать бессознательное действие, несмотря ни на что."

После смерти Камиллы поползли слухи об отношениях Моне с Алисой Хошеде (Ошеде). Эрнест не хотел оставлять свою работу в Париже, а Алиса не хотела присоединяться к нему. В тот год Хошеде даже не приехал к своей семье на Рождество. В январе 1880 года газета "Ле Голуа" объявила о фальшивых похоронах, сообщив о "тяжелой утрате" Клода Моне, который жил в Ветее со своей "очаровательной женой" (Алисой Ошеде). Далее в статье сообщалось, что Моне поддерживал своего бывшего покровителя Эрнеста Хошеде, который был финансовым банкротом и жил в мастерской художника, в Париже.

Камиль Моне в японском костюме

-9

Моне выставил эту работу на второй групповой выставке художников-импрессионистов в 1876 году, где она привлекла большое внимание. Масштабная фигурная живопись традиционно считалась самым значительным вызовом для художника. Используя этот формат, Моне создал виртуозное отображение яркого цвета, которое также является остроумным комментарием к нынешнему парижскому увлечению всем японским. Женщина, изображённая в роскошном кимоно и в окружении поклонников, - это жена Моне, Камилла, одетая в светлый парик, чтобы подчеркнуть своё европейское происхождение.

В публикации использовались материалы из книги «Скрытая в тени Мастера: Модели-жёны Сезанна, Моне и Родена» искусствоведа Рут Батлер.

Всем счастья и здоровья, быть добру! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал.

Добавьте описание
Добавьте описание

Обучаю рисованию.

Страница в Инстаграмм:

Страница ВКонтакт:

Телеграмм: