И всю её жизнь (ну лет с 3 примерно) я разговариваю с ней, как с совершенно понимающим и осознающим происходящее человеком. На "взрослом" языке. Конечно, объясняя так, чтобы поняла.
В 3,5 у нас с ней состоялся такой разговор (я тогда после развода и удалёнки вышла работать специалистом по раннему развитию в детский клуб):
- "Мам, а ты зачем на работу ходишь?" - спросила Ира.
- "Чтобы у нас с тобой денежки были", - ответила я.
Дочь подумала минутку.
- "Слушай, а вот бабуля на работу не ходит, а денежки-то у неё есть?!"
Тогда я рассказала дочке про пенсионную систему РФ. Что бабуля отработала 50 лет, и теперь государство ей каждый месяц платит денежки. И точь сказала: - "А, ну теперь всё ясно!"
В 4,5 она спросила:
- "Мама, а наша бабушка уже стренькая?"
- "Ну в общем да, станенькая", - ответила я (моей маме было тогда 72 года).
- "А Стёпа старенький?" - спросила Ира (Стёпа - это наш кот, он через год после этого умер, а тогда ему было около 12,5 лет).
- "И Стёпа старенький", - ответила я.
-"А кто из них раньше умрёт?" - спросила дочь.
- "Будем надеяться, что Стёпа", - ответила я.
Дочь округлила глаза.
- "Тебе что, - Стёпика не жалко?"
- " Очень жалко. Но человеческая жизнь ценится дороже, дочь".
- "А, тогда понятно".
В 5,5 Ира попросила взять её на Ваганьковское кладбище, где захоронены мой отец и мамины родители. Они все - в колумбарии.
Ну и тут, конечно, пришлось рассказать про сжигание тел (что телу уже всё равно, с душа уже улетела на небо, когда человек умер).
Иначе как было объяснить, что 3 взрослых человека поместились в окошке 50*50 см...
В 5 ога пришла из сада озадаченная. Сама ко мне подошла и взяла "психологическую консультацию".
Сказала, что одна из её подружек в саду всё время хочет, чтобы все с ней играли в её игры и по её правилам. И Ире это не нравится. Спросила - как поступить?
Я ей порекомендовала в такие моменты (когда эта девочка "тянет одеяло на себя") говорить ей: - "Ну тогда я поиграю с кем-нибудь другим", разворачиваться и уходить. И действительно найти кого-то другого для игры.
Недели через две я её спросила, - как у неё отношения с той девочкой.
Ира сказала, что она стала делать так, как я ей посоветовала. И через пару раз та девочка сама стала подходить к дочери с просьбой поиграть с ней и готовностью играть в ту игру, в которую хочет моя дочь.
В 6 лет я её взяла с собой на работу, где я проводила игру "Калейдоскоп профессий". В тот раз приехали только две девочки-подростка, и я взяла дочь поиграть с нами (хотя вообще игра для подростков 11-14 лет).
Текст на карточках читала ей я, но все правила игры она поняла, и умудрилась за игру получить две профессии (хотя девочки получили по одной). Ира выбрала профессии ветеринара и дрессировщика собак.
Жалею, что не взяла её на тренинг по Призванию, который проводила в прошлое воскресенье впервые, для двух 15-летних подростков и их учительницы. Вот прям ей уже вполне нормально было бы (хотя вообще он от 15 лет, но моей в 9 уже можно:))).
А недавно Ириша подошла ко мне и спросила: - "Мама, а в твоём Мастер Кит есть о том, как справиться со страхами?" (она часто слышит, как я вслух проговариваю текст тренажёров, работая с собой, поэтому про Мастер Кит она в курсе).
Я говорю: - "Да, есть. А что у тебя за страхи?"
Она:
- "Страх клоунов-убийц, страх смотреть ночью в зеркальные поверхности (например в экран выключенгого телевизора - боюсь там увидеть что-то страшное) и страх смотреть куклам в глаза".
Эх, ютуб-ютуб... Обсмотрелись с одноклассницами ужастиков (выяснила я в процессе нашей беседы).
Ну да ладно, - давай работать. Проработали с ней каждый страх (только вместо тренажёра я ей диктовала, а она повторяла текст избавления от страха). Ушла к себе спать.
Через пару дней сама мне говорит: - "Знаешь, а мне уже почти не страшно всё это, чуть-чуть совсем страхи остались, но гораздо лучше уже".
Я не навязываю ей работу с собой. Она сама. Просто, глядя на меня. И когда она подойдёт и попросит показать ей тренажёры Мастер Кит - я посажу её за компьютер и включу видео с обучением. Чтобы она сама тоже научилась менять свою реальность. В принципе она уже вполне готова к этому.
- Хорошо, когда мама - психолог", - говорит дочь.
И правда, - хорошо....)))
P.S. Это дочь рисует в скетч-буке.