Найти в Дзене
Московская вселенная

Метро Выхино: настоящее и будущее станции

Оглавление

Выхино - легендарная станция, известная не только в Москве, но и далеко за ее пределами. За свою 55-летнюю историю она прошла долгий путь развития, от небольшой остановки посреди полей, которой пользовались в основном дачники, до самого загруженного пересадочного узла столицы, который ежедневно посещают почти 150 тысяч человек.

В настоящей статье я не буду уделять много времени истории станции - об этом на Дзене уже есть множество статей, сегодня я хочу рассказать о том, как выглядит станция сейчас и что ее ждет в будущем.

Где находится?

Выхино является частью Таганско-Краснопресненской (фиолетовой) линии метро. Если посмотреть на карту можно заметить, что станция расположена на границе двух больших районов: Вешняков и Выхино-Жулебино.

А если быть точным - на территории района Выхино-Жулебино (в Вешняках находятся только северные выходы).

Путь к станции

Мы начинаем наш путь к станции со стороны района Вешняки, от автобусной остановки "Метро Выхино" (в этом месте останавливаются автобусы из Кожухово, Новокосино, Новогиреево и других районов города):

Улица Красный Казанец, автобусные остановки
Улица Красный Казанец, автобусные остановки

До появления Северо-Восточной автомобильной хорды, здесь находился прямой короткий путь к входу на станцию Выхино. Я отметил его зеленой стрелкой ниже:

Старый и новый путь на станцию метро Выхино. Источник: Яндекс.Карты
Старый и новый путь на станцию метро Выхино. Источник: Яндекс.Карты

Новую дорогу к станции я отметил красной стрелкой. Из-за наличия всего одного перехода под хордой, размещенного вдали от старого прямого пути (отмеченного зеленой стрелкой), пассажирам движущимся от автобусной остановки, приходится тратить почти в два раза больше времени на пешую прогулку до метро.

Возникает логичный вопрос: почему строители не разместили переход под СВХ на месте старого пути к станции? Или не сделали сразу два перехода под СВХ для удобного прохода пассажиров к двум входам в метро?
Ответ, вероятно, заключается в планах будущего строительства моста через железную дорогу, который соединит Вешняковскую улицу и улицу Хлобыстова. Так как именно в данном месте хорда буквально "прогинается" к общему уровню земли (это можно заметить на моем фото выше). Подобное решение поможет сделать мост менее высоким в этом месте и сэкономить на строительстве. Хотя ждать появление моста в ближайшие годы не стоит, сейчас в приоритете строительство нового ТПУ Выхино, о котором пойдет речь в конце статьи.

Что ж, отправимся дальше по пути отмеченному красной стрелкой вдоль большой стоянки автобусов и разворотного круга:

Стоянка автобусов и разворотный круг
Стоянка автобусов и разворотный круг

Здесь расположены кабинки платных общественных туалетов:

Общественные туалеты
Общественные туалеты

Впереди можно разглядеть вход в единственный переход под Северо-Восточной хордой:

Новый путь к станции
Новый путь к станции

Справа стоят синие московские автобусы ждущие своей очереди для выезда на маршрут:

Стоянка автобусов
Стоянка автобусов

Стоит отметить, что здесь пока нет ни одного электробуса. Вместо 64 троллейбуса запустили обычные автобусы добавив букву "т" к названию маршрута.

А вот и упомянутый ранее переход под СВХ:

Переход под СВХ
Переход под СВХ

В этом месте установлены светофоры с достаточно удобным для пассажиров таймингом включения зеленого света, долго ждать не придется.

Светофор
Светофор

Миновав переход мы попадаем прямо к входу на железнодорожную станцию Выхино:

Вестибюль железнодорожной станции Выхино
Вестибюль железнодорожной станции Выхино

Внутри стеклянного вестибюля с неплохим дизайном (жаль, что его скорее всего снесут при строительстве ТПУ) расположены пригородные кассы и кассы поездов дальнего следования, о чем нам сообщают таблички над входом:

Вход в вестибюль железнодорожной станции
Вход в вестибюль железнодорожной станции

Также здесь размещен большой стенд с расписанием всех пригородных электропоездов казанского направления и схемой пригородного железнодорожного сообщения:

Расписание электричек
Расписание электричек

Так как ЖД станция Выхино является неотъемлемой частью пересадочного узла, я думаю нам стоит заглянуть на нее прежде чем мы отправимся на станцию метро.

Вестибюль ЖД станции
Вестибюль ЖД станции

Железнодорожная платформа Выхино

ЖД станция Выхино выглядит достаточно стандартно для остановок пригородных электричек внутри МКАД:

Железнодорожная платформа Выхино, вид в сторону центра города
Железнодорожная платформа Выхино, вид в сторону центра города

Здесь присутствуют широкие просторные платформы а также крыши защищающие пассажиров от дождя. Хотя одна из платформ накрыта лишь частично:

Платформы ЖД станции Выхино
Платформы ЖД станции Выхино

За забором можно увидеть пути #метро и салатово-зеленый корпус общежития Государственного Университета Управления:

Вид с платформы на корпуса ГУУ
Вид с платформы на корпуса ГУУ
В будущем именно здесь пройдет маршрут МЦД3, также известный как D3. Его запуск планируется на конец 2022 - начало 2023 года, о чем нам сообщает официальный сайт stroi.mos.ru. Третий диаметр должен разгрузить станцию метро Выхино и снизить пассажиропоток на Таганско-Краснопресненской линии.

Ну а теперь, после того как мы взглянули на железнодорожную станцию, пришло время направиться на станцию метрополитена:

Указатели
Указатели

Входы на станцию метро

Со стороны Вешняков есть два входа в метро - северо-западный и северо-восточный. Северо-западный вход отмечен столбиком с эмблемой московского метрополитена:

Знак Московского метрополитена
Знак Московского метрополитена

Данный вход максимально неудобен, так как разделен надвое, но об этом я расскажу немного позже, а пока мы направимся к северо-восточному входу, к нему ведет широкая асфальтированная дорога вдоль СВХ:

Путь к станции метро Выхино
Путь к станции метро Выхино

Именно через данный вход проходила большая часть пассажиров со стороны района Вешняки во времена когда Северо-Восточной хорды еще не существовало:

Восточный вход на станцию Выхино
Восточный вход на станцию Выхино

Выглядит он достаточно невзрачно и явно не соответствует современным стандартам транспортного строительства. Хотя не так давно здесь был произведен небольшой косметический #ремонт - в переходе появилась новая плитка на стенах, перила у лестниц и новая табличка с названием станции.

Внутри перехода под станцией можно заметить следующие указатели:

Указатели в подземном переходе
Указатели в подземном переходе

Миновав переход мы оказываемся у лестницы ведущей к платформе на которую прибывают поезда из центра города и движутся дальше к станциям Жулебино, Лермонтовскому проспекту, и Котельникам:

Вход на станцию метро
Вход на станцию метро

Лестница очень узкая и не рассчитана на современный уровень пассажиропотока (даже при условии, что в сторону станции Лермонтовский проспект на Выхино садится намного меньше людей чем в сторону станции Рязанский проспект).

Кстати, изначально эта лестница вообще не проектировалась как возможный вход на станцию: Выхино долгие годы оставалась конечной, поэтому здесь осуществлялся только выход пассажиров в город.

Поднявшись по лестнице мы выходим к турникетам:

Турникеты
Турникеты

Платформа станции метро

На платформе мы сразу видим автоматы с антисептиком:

Автомат с антисептиком
Автомат с антисептиком

Стоит заметить, что данные автоматы на Выхино выглядят более современно чем аналогичные на Лермонтовском проспекте и Жулебино.

А вот и сама платформа станции метро:

Платформа станции метро
Платформа станции метро

Выхино - станция с береговыми платформами, то есть их здесь две: на одну поезда прибывают из центра города, а на другую из области.

Никаких архитектурных излишеств на станции нет. Она собрана из стандартных железобетонных конструкций. Обычный асфальт под ногами и бетонная крыша сверху, поддерживаемая самыми простыми колонами, отделанными плиткой. На одной из них можно заметить историческую табличку кратко рассказывающую нам историю станции:

Историческая табличка
Историческая табличка

Платформы похожи друг на друга, они отличаются тем, что на северной расположены билетные кассы - это еще одно свидетельство говорящее о том, что южная платформа, на которой мы сейчас находимся, предназначалась не для посадки на поезд а только для выхода в город:

Платформы станции
Платформы станции

С другой стороны, из за наличия билетных касс южная платформа, фактически, становится еще уже для пассажиров и явно не справляется с современным пассажиропотоком.

До открытия маршрута до станции Лермонтовский проспект, между путями располагалась третья, служебная платформа. В настоящее время она демонтирована за ненадобностью.
Прибывающий поезд
Прибывающий поезд

Не смотря на наличие бетонной крыши, в непогоду находиться на Выхино максимально некомфортно: станция продувается всеми возможными ветрами, ее засыпает снегом который превращается в грязную кашу под ногами, а края платформы зимой похожи на ледяной каток где можно подскользнуться и упасть под прибывающий поезд.

С южной платформы открывается вид на Государственный Университет Управления и улицу Хлобыстова:

Вид в сторону ГУУ
Вид в сторону ГУУ

Раньше здесь располагался автобусный пригородный вокзал, который в настоящее время перемещен в Котельники.

Вид в сторону ГУУ
Вид в сторону ГУУ

Сверху под крышей можно заметить несколько табличек-указателей. На одной указан список станций идущих на Таганско-Краснопресненской линии после Выхино:

Указатель
Указатель

Вторая помогает пассажирам выбрать правильное направление для выхода в город:

Указатель
Указатель

А третья сообщает о том, что на прибывающий поезд нет посадки:

Табло сообщающая о том, что посадки на прибывающий поезд нет
Табло сообщающая о том, что посадки на прибывающий поезд нет
Эта табличка загорается тогда когда поезд отправляется в депо, либо в оборотный тупик, чтобы вернуться обратно на Выхино.

Пришло время перейти на противоположную северную платформу и осмотреть ее. И вот здесь мы сталкиваемся с другой проблемой станции Выхино: перейти с платформы на платформу невозможно без прохода через турникеты и траты денег на лишнюю поездку.

Поэтому мне пришлось сесть на поезд до станции Лермонтовский проспект и от туда вернуться снова на Выхино чтобы показать вам противоположную платформу:

Противоположная платформа
Противоположная платформа

Как я говорил ранее - северная платформа очень похожа на южную, но здесь имеются свои небольшие отличия.

Например установлено больше современных автоматов с антисептиком:

Автоматы с антисептиком
Автоматы с антисептиком

Крышу поддерживает не один а два ряда колон:

Турникеты
Турникеты

Также здесь намного больше турникетов на вход. А на выход всего два:

Турникеты
Турникеты

Это говорит о том, что люди из Котельников и Жулебино почти не выходят на станции Выхино а едут дальше по направлению в центр города.

На стене под крышей размещен указатель похожий на тот который мы видели ранее на южной платформе но с небольшими изменениями:

Указатель
Указатель

Вестибюль?

В предыдущих обзорах станций Московского метрополитена я всегда уделял значительное время вестибюлям, но на Выхино с этим возникла проблема...

Вестибюлей, в привычном понимании этого слова, здесь попросту нет! Хотя можно с натяжкой назвать часть станции где расположены кассы и билетные терминалы упрощенным вестибюлем:

Билетная касса и автоматы по продаже билетов
Билетная касса и автоматы по продаже билетов

Но все же, это просто часть платформы отделенная решеткой и стеклянными панелями.

А теперь пришло время поговорить о северо-западном выходе из метро мимо которого мы проходили в начале статьи:

Подземный переход ведущий к выходу
Подземный переход ведущий к выходу

Как я говорил ранее, перед выходом на поверхность он разделяется на два максимально узких прохода:

Северо-западный выход в город
Северо-западный выход в город

Представьте себе каково здесь утром в час пик, при условии, что именно данный вход находится ближе всего к переходу под СВХ и многие пассажиры не хотят тратить время для того, чтобы дойти до более просторного северо-восточного входа на станцию.

Я не знаю кто изначально принял решение построить именно такой разделенный вход, но оно было определенно неправильным. Ширину данного прохода нельзя назвать адекватной даже по меркам пассажиропотока который проходил здесь 30 лет назад:

Северо-западный вход на станцию метро Выхино
Северо-западный вход на станцию метро Выхино

Поднявшись по лестнице мы попадаем обратно к Северо-Восточной хорде:

Выход в город
Выход в город

Что интересного есть вокруг?

В начале статьи я подробно рассказал о территориях прилегающих к станции со стороны района Вешняки: здесь нет ни торговых центров ни интересных достопримечательностей.

Стоит отметить, что до постройки СВХ жизнь вокруг станции кипела намного активнее: здесь располагался большой продуктовый и вещевой рынок "Выхино", различные небольшие фастфуд забегаловки вроде Крошки картошки, а также магазин канцелярских товаров Шаг к Пятерке.

В настоящее время на этом месте можно увидеть только автобусные остановки, разворотный круг и жилые дома:

Улица Красный Казанец
Улица Красный Казанец

Со стороны района Выхино-Жулебино дела обстоят не многим лучше:

Улица Хлобыстова в пасмурную погоду
Улица Хлобыстова в пасмурную погоду

Хотя здесь можно увидеть не только остановки автобусов но и фастфуд KFC, находящийся у юго-западного угла станции:

KFC у станции Выхино
KFC у станции Выхино

Ну и конечно же корпуса Государственного Университета Управления:

Государственный Университет Управления
Государственный Университет Управления

Никакого благоустройства или современных урбанистических решений для создания комфортной городской среды тут нет:

Выхино в пасмурную погоду, вид с южной стороны
Выхино в пасмурную погоду, вид с южной стороны

В дождливую погоду все выглядит максимально серо и уныло, оставаться здесь на долго нет никакого желания. Но это не на долго, в скором времени все это исчезнет и на месте станции Выхино появится новый ТПУ Выхино.

Будущее станции

В одной из предыдущих статей я уже рассказывал о планах строительства современного ТПУ Выхино вместо морально и физически устаревшей станции, но совсем недавно появились новые данные о строительстве, и свежие 3D рендеры будущего пересадочного узла:

3D рендер ТПУ Выхино. Источник: mos.ru
3D рендер ТПУ Выхино. Источник: mos.ru

ТПУ на данных рендерах выглядит определенно лучше чем на старых, он приобрел значительно больше дизайнерских элементов в стилей хайтек и в целом стал выглядеть более масштабно. Обратите внимание на ту часть конкорса которая накрывает собой автобусные остановки:

3D рендер ТПУ Выхино. Источник: mos.ru
3D рендер ТПУ Выхино. Источник: mos.ru

Ее заметно приподняли по сравнению с первой версией рендера. Это должно поспособствовать большему притоку свежего воздуха и частично решить проблему выхлопных газов от автобусов, которые будут массово останавливаться здесь. Хотя, я надеюсь к тому времени большая часть автобусов будет заменена на электробусы.

Если ранее в проектной документации указывались следующие годны в которые должна была уложиться стройка ТПУ: с 2021 по 2023, то теперь появились более реальная дата окончания строительства: 2025 год.

Новый ТПУ должен будет решить все основные проблемы станции Выхино о которых я писал выше:

  1. Закроет вопрос негативных погодных условий, благодаря тому что конкорс полностью накроет собой платформы (по крайней мере, так это изображено на новых рендерах).
  2. Позволит без проблем переходить с северной платформы на южную с помощью эскалатора не тратя при этом лишнюю поездку.
  3. Создаст максимально удобную пересадку на будущий третий диаметр (МЦД3), что вместе с запуском Некрасовской линии в полную силу, поможет значительно разгрузить Таганско-Краснопресненскую линию метро и конкретно платформы станции метро Выхино, перенаправив пассажиропотоки из Подмосковья в сторону большого метрокольца и МЦК.
  4. Платформы метро должны стать более современными и просторными (благодаря тому, что билетные кассы переместятся внутрь ТПУ освободив значительную часть места на северной платформе).

Итоги

В настоящее время станция метро Выхино, ее #архитектура и узкие неудобные переходы абсолютно не соответствуют современным городским стандартам транспортного обслуживания. Она является реликтом, пережитком прошлого, который должен быть полностью стерт с лица Москвы и воссоздан вновь, в виде большого и удобного транспортно пересадочного узла.

Переход в Вешняки
Переход в Вешняки

А пока оцениваю станцию Выхино на 3,5 из 10!

#Москва и ее #транспорт постоянно развиваются, сможет ли Выхино исчезнуть и возродиться вновь как прекрасная птица феникс? Это мы узнаем в 2025 году...

Вам могут быть интересны другие статьи:

В статье использованы авторские фотографии. Источник исторической и технической информации: ru.wikipedia.org. Источник 3D рендеров и новых данных о строительстве станции: mos.ru.