Найти тему

Наказание без преступления?

-2
-3
Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Нужно ли наказывать детей?

Вправе ли родители (бабушки, дедушки  и т.п.) наказывать детей? И как наказывать можно? Бить? Можно ли бить детей?

В связи с этой темой частенько приходит на ум фрагмент из «Глянца» Кончаловского, в котором главная героиня Галя, знакомясь со своим будущим мужем, вспоминает свою мать и методы ее воспитания – как она по Щекам маленькую Галю  нахлестывала, та же думала про нее «Дура,  ты, какая же ты дура!», и делает вывод  уже взрослая Галя эта  детей бить нельзя – они ж сдачи дать не могут. И она своих детей бить никогда не будет…

Бить, конечно, нехорошо, некрасиво. Рукоприкладство унижает, в первую очередь, того, кто применяет силу.

Но порой не выдерживает родительская психика, утомленная бессонными ночами, нежеланием родных помочь с мелким новым членом семейства, неумением найти подход к своему дитяте – и раздаются не только грозные выкрики в сторону своего любимого малышика, но и шлепки (иногда и что покрепче).

Вспоминаются первые наказания меня самой – коротко – без ремешка не обходилось с малолетства. Потому как была с шилом в одном месте. И своенравность превалировала над послушанием частенько. На методах воспитания подробно останавливаться не буду – коротко – жесткие.

Поэтому мною (как нелюбительницей получать по шапке)  быстро принялось первое решение – шухарить так, чтоб родные не в курсе  (до сих пор многого не знают, что же знают – уже под соусом смешного и дел давно минувших дней из моих собственных рассказов). Отмечу, что училась всегда прекрасно, по дому и огороду помогала, читать не то что любила – запойная в чтении была (и есть!).

Второе решение  - детей своих не бить – сказу сразу – не сдержала. Каюсь. Стыдно. До слез. До красных пятен на лице. Просить прощения за такое воспитательное вмешательство у своей старшей готова ежедневно. При это объективно – студентка-мать с сессией  и «госами» в одни руки,  и в эти же руки маленькая девочка. Честно сказать, не слишком (совсем неспокойная малышка): рассыпающая все, что во время не вывешено на гвозди в пакеты под потолок, умеющая закатить концерт на ровном месте посреди торгового зала магазина или аллеи парка, не приемлющая слова «надо», «нельзя», - в первый раз получила взбучку за нежелание одеваться для прохода в поликлинику (в тот день так туда и не попали – сидели и плакали, обнявшись, обе).

И другой   серьезный нагоняй «спровоцировали» необходимые тогда и считающиеся важным атрибутом лечения бесконечных бронхитов  ингаляции над вареной горячей картошкой. Их итогом стали ожоги у мамы на ногах,  вся комната в этой самой картошке, уже подстывшей до состояния липкой массы, и серьезно наказанные ребенок, не поддавшийся уговорам и не сломленный силой мамы и пеленки, в которую пытался быть закручен, чтобы не брыкался,  для целей этой ингаляции, и слова маленького ребенка: «Ты меня еще раз побей, но над картошкой париться НЕ БудУ!»

Это ее «Не буду» вопреки всему разумному и неразумному предлагаемому взамен стало своеобразным «лейбмотивом» дочери по жизни. Того самого «эмпирического опыта», который позволял мне в детстве делать что хочешь (в пределах разумного) и при этом, скрывая свои проступки, и успевая делать полезные вещи, у моей крохи не появилось, думаю, и по сей день. Ибо отстаивает она свои позиции жестко. И мнением своим и правильностью выбранного пути дорожит. За что, признаюсь, горжусь ей безмерно. При этом постоянно корю себя за недостаток тактичности и терпения в подходах к ней в детстве.

Про подходы… многие не бьют детей, даже и не ругают. Молчат. Молча пережидают истерику ребенка. Молча наказывают, ставя в угол. Либо  наказывают молчанием: дневным, недельным, месячным… Выход ли это в воспитании?

Другие не подходят к своему ребенку в первые дни после рождения – приобщают к самостоятельности. Покормил, «попеленал», переодел, положил. Знаю очень и очень  приличные и обеспеченные семьи, в которых  маленькие детки первые дни и ночи «беспробудно» орали в своих кроватках и комнатках, привыкая к современным реалиям мира в одиночестве. Инстинкт срабатывал. На третьи или   пятые сутки дети засыпали. Привычка быть один и самостоятелен формировалась. Как у детей из детского дома. Зато  не били. Не ругали. Не нервничали из-за постоянных криков. Все просто. Удовлетворение естественных потребностей. Закрытые двери и бируши.

Есть семьи, с детьми постарше, - в них принцип «отбирания» за провинность: не слушаешься – «нет планшет», убегаешь на улице – сиди дома. В одной из таких семей весьма шаловливый первоклассник после очередных выкрутасов в школе в предвкушение наказания спросил у родителей – и что отнимите теперь? Все отобрали уже и запретили: компьютер, мультики, прогулки и т.п.? что дальше?

Не напоминает «Не БудУ!» - и делай хоть что?

Распускать руки мерзко. Как со стороны родителей. Так (бывает и такое) со стороны детей…

Но и  запускать принцип безнаказанности страшно.

Один мой знакомый психолог  в беседе о наказании сказал: «Знаешь, все должно быть соразмерно…и ребенку нужно обязательно понимать за что его наказывают.  Какой закон он преступил. Проступок  и кара за него должны быть эквивалентны. Не слушаешь – предупреждение. Повторно нарушил – выговор с нотацией. Продолжаешь – лишение чего-либо. Если очень серьезный проступок (украл, ударил сильно и т.п.)  можно применить и серьезные меры пресечения…»

В любом случае –жить нам и решать и договариваться надо нам родителям и детям…