Российскому кино приходится непросто – тут и мелкотравчатость режиссёров, и препоны прачечной министерства культуры, и засилье Никиты Михалкова и ему подобных. Выход на международную сцену осложняется отсутствием хорошей школы русско-английского киноперевода, культурными и смысловыми барьерами между российской и заграничной публикой, политическими условностями.
Тем ярче немногие добившиеся успеха и прогремевшие в западных кинотеатрах и на телеэкранах ленты, получившие заслуженную любовь публики и высоко оценённые на фестивалях и биеннале.
«Летят журавли» Михаила Калатозова (1957)
- Получила высшее отличие на Каннском кинофестивале 1958 года.
Инновационный в своём роде фильм, повествующий о категориях долга, любви и ценностном и стоимостном выражении Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне на Родине. Кстати, когда-то был удостоен критики Никиты Хрущёва и разгромлен за идеологическую неправильность.
Правда, это не сказалось на любви зрителей. Кроме того, выступив своего рода аналогом застрельщиков лейтенантской прозы Бакланова и Быкова, фильм Калатозова открыл дорогу целой плеяде русских и заграничных мэтров кинематографа.
«Баллада о солдате» Григория Чухрая (1959)
- Удостоен BAFTA в категории «лучший фильм».
Это первый известный советский кинофильм в жанре «роуд-муви», полюбившийся зрителям и не замешанный на производственной романтике. Многими считается лучшей в Союзе кинолентой о Великой войне 1941-1945 года. Повествует историю солдата, что отправился в отпуск свидеться с мамой.
На месте привычных по голливудским блокбастерам и отечественным «Освобождению» и «Курской дуге» батальных сцен – небольшие драмы многочисленных персонажей, встреченных протагонистом по пути на родину. Каждая история уникальна и самобытна, все объединены пожаром и большой войной.
«Иваново детство» Андрея Тарковского (1962)
- Отмечена «Золотым львом» фестиваля в Венеции в 1964 году.
Первая полнометражная картина признанного мэтра принесла ему вселенскую известность. Мало кто знает, но изначально экранизировать повесть о маленьком разведчике по имени Иван должен был другой режиссёр. По счастью, в этот раз история действительно не стерпела сослагательного наклонения, и «Детство» общепризнано как одна из самых убедительных картин, описывающих драматические изменения в душе травмированного военными действиями ребёнка – наравне с «Империей Солнца» и «Подранками».
«Война и мир» Сергея Бондарчука (1965-1967)
- Одна из наиболее титулованных отечественных картин – тут тебе и «Золотой глобус», и премия американской гильдии кинематографистов за лучшие фильмы на иноязыке + десятка два премий поменьше.
Эпическая картина авторства старшего Бондарчука по знаковому роману, так нелюбимому учащимися средней школы, была первым в СССР кино, удостоенным золотой оскаровской статуэтки.
Воплощение в реальность этой эпической картины потребовало шести лет, но окупилось сторицей: 136 млн. благодарных советских зрителей, признание мира и огромный вклад в работу над крупными батальными сценами в кино тому подтверждением.
«Восхождение» Ларисы Шепитько (1976)
- Религиозная притча по мотиву рассказа Василя Быкова о паре партизан в лесах Белоруссии, оказавшихся в плену немецких полицаев, заслужила берлинского «Золотого медведя».
По словам автора сценария Юрия Клепикова, это обжигающая философская притча о столкновении высокодуховного начала человека с «низменным стремлением сохранить грешное тело».
Лента чуть было не попала под запрет и не оказалась на полках, вышла на экраны в ограниченном прокате по личной протекции первого секретаря коммунистической партии Белорусской ССР – ветерана, героя войны, которому лента пришлась по душе. После показа в Минске и других крупных городах и отклика в советской печати отказываться от общесоюзного показа было глупо.
«Тема» Глеба Панфилова (1979)
Задачей ленты было разоблачение антисоветских настроений в Советском Союзе. Оказался на полке из-за излишней достоверности внутреннего конфликта навязанной государством идеологии и исписавшегося писателя-драматурга. Не спасли десятки вариантов позитивных концовок, а также попытки доснять фильм, чтобы способствовать выходу на экран.
На международной арене прозвучал лишь с началом перестройки Михаила Горбачёва, тогда же попал и на советские экраны.
«Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1979)
Ныне покойный гений сумел лучше и понятнее других изложить историю провинциальной девочки в исполнении Веры Алентовой. Она с подругой приехала покорять столицу, но сделала ставку не на случай и удачный брак, а на себя, трудилась не покладая рук и в итоге стала директором завода.
Руководство отрасли восприняло ленту прохладно, но феерический успех – 90 миллионов зрителей, второй за историю показатель), а также статуэтка «Оскар» в 1981 году за фильм на иностранном языке позволили творению Меньшова стать важнейшей отечественной мелодрамой.
«Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (1994)
Отношение к этому человеку может быть разным – от любви до безграничной ненависти, но он всегда был отличным актёром и талантливым режиссёром и сценаристом, что было по достоинству оценено в Каннах и на красной дорожке в Голливуде.
Сага о принадлежавшей к советской элите семье за пару месяцев до начала раскрутки маховика сталинского террора нередко сравнивают с «Унесёнными ветром» по роману Маргарет Митчелл — в обоих случаях речь идёт о драме на фоне общенациональной трагедии. Вероятно, этим и обусловлено внимание жюри «Оскара» к нашей ленте.
«Возвращение» Андрея Звягинцева (2003)
- Награды: «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля.
До кинодебюта режиссёр занимался рекламными съёмками, работал дворником и затирал до дыр видеокассеты Антониони и Ингвара Бергмана в столичном музее кинематографа. Но выход притчи о блудном отце, изобилующей параллелями с творчеством Тарковского, поменял всё.
Подобно тёзке, Звягинцев привёз из Венеции «Золотого льва» и периодически подтверждает репутацию самого яркого русского режиссёра современности за границей.
«Фауст» Александра Сокурова (2011)
Киновоплощение вечной трагедии Гёте одним из лучших режиссёров современности, настоящим гражданином Санкт-Петербурга, завершило авторскую тетралогию власти, в которую также входят «Молох», «Телец» и «Солнце», каждая из которых получила множество наград. Финальная лента, «Фауст», удостоена наибольшего их числа: изысканность, остроумие и лёгкий стиль подачи сложнейшей темы снабдили Александра Николаевича желанным «Золотым львом» из Венеции.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅ Не только низкая зарплата: почему учителя уходят из школы?
✅ «Я учился в МГУ!»: у каких столичных вузов есть открытые лектории?