В СССР много чего не было, но все можно было достать. Помимо популярного стереотипа о том, что в СССР не было секса, там не было ещё и коммерческой рекламы. Ну то есть она как бы и была, но засилья её, как сейчас, не было, по крайней мере любимые фильмы можно было смотреть без раздражающих перерывов каждые 10 минут.
Зато когда гласность, ускорение и Перестройка начали срывать одну скрепу социалистического государства за другой, холодное дыхание капитализма начало проникать и на телевидение, принимая временами причудливые формы. Так на нашем телевидении возник настоящий феномен - целый канал, посвященный рекламе - 2х2.
Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о телевидении, добро пожаловать в статью-рубрикатор.
Дух свободы и реклама
Сколько раз начинаю писать статьи про телеканалы, столько раз и отмечаю про себя, что на телевидении в конце восьмидесятых собрались просто толпы людей, которые хотели вырваться за рамки официоза советского ТВ и начать делать телевидение, удивляющее людей. Особенно этот зуд усиливал ветер перемен, который витал в воздухе, да и все чувствовали, что становится можно делать что хочешь и ничего тебе за это не будет. Многих это ощущение, конечно сгубило, но часть пацанов (и девчонок) к успеху все же пришла.
Среди них была и небольшая творческая группа внутри Генеральной дирекции программ ЦТ СССР, которой Гостелерадио СССР поручил создать первый в истории нашей страны хозрасчетный телеканал. На практике это означало то, что нужно было добывать деньги на житьё-бытье самим, но всё заработанное оказывалось бы у телеканала.
Несмотря на то, что товарищ Сталин к этому моменту уже почти сорок лет как непрерывно вращался в гробу, вырабатывая электричество в промышленных масштабах, поручения партии и правительства ещё было принято исполнять, к чему ответственные товарищи и приступили, начав с разработки хоть какой-то концепции канала.
Однозначным решением стало то, что в эфире телеканала будет максимально возможное количество рекламы, которое составляло на тот момент около 25 процентов эфирного времени. Продажа эфирного времени под рекламу приносила бы те денюжки, которые удачно бы тратились на поддержание штанов телеканала, а излишки можно было бы пускать на контент, который бы мог привлечь телезрителя и удержать его у экрана на время рекламы.
Но что показывать в оставшееся время?
Контент и связи
Усугублялась ситуация с показом чего-то кроме рекламы тем, что для покупки или производства своей продукции нужны были деньги, которых, естественно никто не давал. Продать что-нибудь ненужное (по заветам пса Шарика) телеканал тоже не мог, поскольку сам имел в своем распоряжении лишь две аппаратные комнаты и малюсенькую комнатушку под дирекцию в олимпийском телерадиокомплексе.
Пришлось напрягать знакомства и связи, которые, слава богу, имелись у первого директора телеканала Сергея Алексеева. На первых порах удалось добыть мультфильмы ТО "Экран", какие-то клипы советских и зарубежных исполнителей, а также отдельные концертные записи, имеющиеся в распоряжении основного рекламного партнера телеканала - компании "Видео Интернэшнл". Набор имеющегося контента позволял показывать один и тот же блок программ (реклама, мультфильм, клипы) до шести раз за день.
Дело оставалось за малым - придумать название, оформление, логотип и прочую чепуху, отличающую один канал от другого. Логотип 2х2 (который, кстати, и сейчас изменился лишь визуально) придумал и создал художник Сергей Лавров, который удачно совместил (по его собственным словам) ножницы, клей, бумагу и один из немногих в те времена ксероксов.
А название придумали Сергей Алексеев в паре с Ольгой Лукасик (администратор канала). При этом от названия отдавало некоторой шизой - почему 2х2 (Дважды два)? Потому что у нас реклама и контент имеют пропорциональное время эфира по принципу 50 на 50, ввиду того, что реклама там одновременно выступала и источником финансирования, и формой функционирования, отвечали создатели канала, ставя в неловкое положение пытавшихся это осознать.
Выход в эфир
"Куда же выпустить этих экспериментаторов?" - подумали на Центральном телевидении и внимательно пригляделись к Московской программе ЦТ, вещавшей в Москве на третьем метровом канале. Московская программа вещала, в основном, в вечернее время, отчего новосозданному 2х2 смело отвели весь дневной эфир.
Пробное (нерегулярное) вещание 2х2 началось в июле 1989 года под названием "Коммерческий канал" - не в смысле частный, мы же помним, что он создан Гостелерадио, хоть и работал по хозрасчету, а в смысле вещающий коммерческую рекламу. Ну и, конечно, сразу скажем, что вещание поражало тем, что было устроено по принципу Russian Reversal - в советской России контент прерывал рекламу, а не наоборот.
Ну а 1 ноября 1989 года телеканал обрел свое имя и начал выходить в эфир на постоянной основе.
Но об этом мы поговорим в следующий раз.