Куба уже давно является близким союзником богатой нефтью страны Венесуэлы. С 1950-х годов обе страны поддерживали прочные дипломатические и экономические связи. В 1960-х годах началось участие Кубы в оказании помощи системе общественного здравоохранения Венесуэлы. Кубинское правительство предоставило Венесуэле бесплатную медицинскую помощь и запустило несколько учебных программ для обучения венесуэльских врачей. В период с 1963 по 1973 год 15 000 кубинцев были направлены в Венесуэлу, чтобы помочь восстановить больницы страны. За этим последовало торговое соглашение, в соответствии с которым Венесуэла закупила у Кубы оборудование и нефть на миллионы долларов. В обмен Венесуэла продала Кубе множество товаров, необходимых для развивающейся страны, включая мясо, нефть и строительные материалы. Две страны поддерживали прочные дипломатические и экономические связи, несмотря на антикоммунистическую политику Соединенных Штатов.
В 1980-х годах из-за падения цен на нефть и эмбарго США в отношении Кубы экономические связи двух стран начали ухудшаться. Однако продолжающаяся помощь Кубы системе общественного здравоохранения Венесуэлы была достаточно значимой, чтобы правительство Венесуэлы решило продолжить ее субсидирование. Это сделало кубинских врачей самыми высокооплачиваемыми в то время в Западном полушарии.
Однако к 1990-м годам влияние кубинской медицинской программы начало ослабевать. К этому десятилетию правительство США начало оплачивать большую часть медицинской помощи, оказываемой военнослужащим, дислоцированным в Венесуэле. Для правительства Венесуэлы уже не было такой важной задачей, как обучение венесуэльских врачей. Кроме того, стоимость жизни в Венесуэле стала дешевле до такой степени, что ее мог себе позволить средний класс. В ответ на падение спроса кубинское правительство также направило в островное государство тысячи единиц медперсонала, многие из которых уже были опытными практикующими врачами. К 2016 году число кубинских врачей в Венесуэле сократилось примерно до 2000 по сравнению с 30 000 кубинскими медицинскими работниками, работавшими в стране в 1990-е годы
С 2000-х годов правительство Венесуэлы начало сталкиваться с острой нехваткой многих товаров, и как результат, медицинских работников тоже. Низкая заработная плата венесуэльских врачей была недостаточна для покрытия стоимости жизни. В ответ многие из них начали покидать страну. В стране не хватает докторов для обеспечения своих больниц, те кто остается, раздавлены потоком больных и остаются без зарплаты. По состоянию, на начало 21 века врачи в Венесуэле являются одними из самых перегруженных работой специалистов в стране.
Когда Хьюго Чавез был у власти, он попытался решить проблему нехватки медперсонала, создав "военно-медицинскую" программу, которая позволила бы военнослужащим бесплатно посещать медицинскую школу. По состоянию на начало 21 века эта программа была не очень успешной, в основном из-за сильной спешки правительства для достижения необходимого числа зачисленных.
В дополнение к проблемам, вызванным нехваткой медицинских работников, простые венесуэльцы также покидают страну из-за ряда других проблем. В результате политика правительства Венесуэлы в области дешевой рабочей силы привлекла многих низкооплачиваемых низкоквалифицированных иммигрантов, которые конкурируют с венесуэльцами за менее квалифицированные рабочие места. В начале 21 века ощущается нехватка специалистов среднего класса, таких как учителя, что очень сильно способствовало утечке мозгов в Венесуэле.
Панораму проблем в Венесуэле дополняет существование Гуаримбас - жестокой преступной организации, занимающейся черным рынком и вымогательством. Многие из их членов являются бывшими врачами, которые уволились или были уволены по ряду причин. Гуаримбы активно используют свой медицинский опыт в преступной деятельности.
Нехватка специалистов в Венесуэле не ограничивается врачами, стоматологами, медсестрами и другими техническими специалистами. В Каракасе, например, нехватка суперинтендантов способствовала строительному коллапсу, который привел к серьезным пробкам в городе. Без достаточного числа сотрудников для надзора за строительным процессом, строятся некачественные здания с некачественно проложенными дорогами. Они не соответствуют нормам и регулярно разрушаются. Здания также возводятся в трущобах, что привлекает преступность и приводит к росту криминала по всему городу. Кроме того, этот строительный коллапс толкает вверх цены на жилье в Каракасе, что значительно затрудняет жизнь в городе низкооплачиваемому рабочему или семье среднего класса.
Правительство Венесуэлы также испытывает острую нехватку строительных материалов, таких как сталь, цемент, дерево и стекло. Эта привело к серьезному замедлению реализации проектов ряда проектов в крупных городах, таких как Каракас, и ожидается, что в будущем эта ситуация усугубится.
В стране также наблюдается острая нехватка оборудования и техники. В большинстве областей предложение оборудования намного меньше, чем спрос; в некоторых областях, таких как строительство, он крайне низок или практически отсутствует.
В то время как правительство Венесуэлы имеет большой контроль над некоторыми аспектами экономики, такими как производство,в других его сильно не хватает. Решения о том, в какие компании инвестировать и какие следует поощрять, основаны на таких критериях, как прибыльность, а не на национальных интересах.
Конечно, есть несколько компаний, которые являются исключениями; например, государственная нефтяная компания PDVSA осуществляет обширный процесс добычи и распределения сырой нефти.