Всех учителей и преподавателей можно поделить на два типа. Представьте себе типичную ситуацию - ученик задает вопрос, на который учитель не знает ответ. Так вот. Первый тип учителей отреагирует на это немного нервно.
- Это вопрос не по теме, - скажут они.
- В учебнике прочитаешь, - добавят они.
- Я потом попозже объясню, - еще раз реабилитируют они себя.
А второй тип скажет:
- Я не знаю, давай я тебе на следующем уроке отвечу.
- Ага! - скажет довольный ученик, он ведь "подловил" учителя.
Подловил и подловил, чего тут такого.
Вот этот порог: "не дать усомниться в своих знаниях" - это вовсе и не порог. Но не все его могут преодолеть. Есть некоторый страх показать свою "слабость в знаниях".
Я отношусь ко второму типу учителей. Но я сначала выскажу предположение, а потом обязательно скажу, что найду верную информацию и объясню.
С появлением Интернета в телефоне я запросто за пять секунд находил ответ в Интернете, а затем объяснял ответ.
Как ни странно, ни один ученик при этом не говорил - "Ага! Не знаете! В Интернете смотрите!". Совершенно наоборот - новую информацию, которую они сами же запросили, они хорошо усваивали и, самое главное, запоминали.
Конечно, если бы я всё знал, то моими товарищами были бы Александр Друзь и Борис Бурда.
И вот тут важный момент - есть хорошая цитата из фильма "Табор уходит в небо":
Кто больше знает, дурак или мудрец? Дурак. Мудрец во всем сомневается.
Я себя мудрецом не считаю, но точно знаю, что по многим вопросам я имею несколько мнений.
***
Однажды у меня был ученик, который частенько пытался задать мне "каверзный" вопрос по немецкому языку.
- Ага! - говорил он. - Не знаете, как будет по-немецки карась!
Но класс его чего-то не поддерживал. Им было совершенно параллельно, как будет по-немецки карась. В итоге ученик перестал задавать каверзные вопросы.
А еще был ученик, который задавал реально нужные вопросы по теме урока. На некоторые вопросы я не мог сразу дать ответ. Но он был из разряда "вундеркиндов". Он спрашивал не с целью "развлечения", а с целью "побольше узнать". Это были уроки истории, а я тогда еще только начинал вести новый для меня предмет, а потому некоторые темы "в глубину" мне были еще неизвестны.
И вот что удивительно - плохо, когда дети не задают вопросы. Не интересно урок вести. Это я не сразу понял, но понял. Мой стиль ведения уроков это диалог с классом. И плохо, когда диалог не строится.
- Может им не особо интересно?
- А может быть они не понимают?
- А может быть им просто лень спрашивать?
Нужно выяснить. К примеру, на этих же уроках истории им интереснее, когда идет рассказ не про событие, которое было давно и где-то там далеко, а когда это событие имеет связь с территорией, где они сами живут. Ну, или хотя бы "что-то про крестьянский образ жизни". Нахожу связи, рассказываю.
И вот тут уже они начинают задавать вопросы:
- А как было устроено ...?
Я догадываюсь (где-то читал), но точно не знаю. Высказываю свое предположение:
- А как вы думаете?
Ну, а потом на следующем уроке я объяснял, как "оно было устроено".
***
Как-то на уроке информатики один ученик обратился ко мне с вопросом:
- А я скачал себе такую-то программу. Как в ней можно создавать игры?
Вот тут я совершенно ничем не помог ученику. Даже совет ему никакой не дал. Совершенно не моя тема. Пусть создание игр и связано с компьютерами, но имеет крайне далекое отношение к школьной информатике.
И такое бывает - когда учитель бессилен в некоторых вопросах.