Приглашаю вас, дорогие друзья, на небольшую, но очень интересную экскурсию. Хотя, как сказать. Понравится она в основном тем, кто увлечён военной техникой, историей морского флота. Сейчас летние каникулы, возможно, после моего обзора кто-то из вас приведёт сюда своих мальчишек – сыновей или внуков.
Я там побывала с внуком. И вам рекомендую: 90-метровая субмарина, которую легко могли отправить на металлолом, не только обрела вторую жизнь, но и воспитывает наших мальчишек, мечтающих о подводных глубинах. Это вам не мультик о монстрах, это гораздо серьёзнее и полезнее.
Итак, в московском парке Северное Тушино, на берегу Химкинского водохранилища расположен музей ВМФ. В его состав входит большая дизельная советская подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец». Для экскурсантов открыты только верхние отсеки. Нижние предназначены для технических нужд. Всего в верхней части лодки мы увидим семь отсеков, у каждого из которых своё предназначение – торпедный, аккумуляторный, дизельный, электромоторный, кормовой, жилые.
Это торпедный отсек, откуда и начинается осмотр. В его носовой части находятся шесть торпедных аппаратов, в которые загружались торпеды или мины.
Никаких проходов-дверей на самом деле в лодке не было. Они сделаны для экскурсантов.
Подводники же при необходимости перемещались из отсека в отсек при помощи люков.
На подводной лодке невообразимое количество всевозможных приборов. Кажется невероятным запомнить, что и для чего предназначено. Покажу только несколько фото (есть соблазн показать всё, что наснимала, но это слишком много!).
Я никогда прежде не задумывалась, насколько замкнуто пространство подводной лодки, где люди проводят долгие месяцы. Представьте, здесь несли службу 78 человек! Здесь они выполняли боевые задачи. Здесь ели. Здесь мылись. Читали. Отмечали праздники. Словом, здесь жили. Героические люди!
Любопытно было увидеть таблицы, размещённые в нескольких местах субмарины. Например, это таблица сигналов стука для переговоров водолазов с личным составом субмарины. Как видите, каждая буква имеет своё количество ударов.
Таблица звуковых сигналов. Оказывается, звук издавался по разным случаям сиреной, ревуном или звонком. Об учебной тревоге оповещали звонком: тремя короткими и одним непрерывным сигналом. Если шла проверка сигнализации и аварийного освещения, об этом предупреждали четырьмя продолжительными сигналами звонком и ревуном поочерёдно. Впрочем, кому интересно, можете увеличить фото, там всё сможете прочесть.
Прямо на лодке открыт небольшой музей – музей истории развития дизельных подводных лодок. Здесь есть макет субмарины, корабельный колокол, личные вещи подводников, фотографии, книги.
Для всеобщего обозрения неподалёку от подводной лодки выставлены уникальные экспонаты. Не только у мальчишек-подростков они вызывают восторг, не скрывают его и взрослые дяди. Это боевой морской транспортно-десантный экраноплан «Орлёнок». Представьте себе, что этот малыш развивал скорость 400 километров в час, а дальность его полёта составляла 1500 км.
Десантный штурмовой катер «Скат» на воздушной подушке.
Паротурбинная установка.
Главный упорный подшипник.
Гребной винт.
Это лишь несколько экспонатов, увидеть которые стоит. На самом деле их очень много, и все - интересные. Мощные, надёжные, какими, впрочем и должны быть оборудование и техника на флоте.
Не забудьте поклониться великому русскому адмиралу, памятник ему установлен здесь же, поблизости от подводной лодки. Вот он, Фёдор Ушаков!
Буду очень рада, если этот коротенький обзор вас заинтересовал, и вы захотите своими глазами увидеть музей скромный, небольшой, но очень интересный.
Это канал "Мир за моим окном"и я, Галина. Если не подписаны, присоединяйтесь! Спасибо всем, кто читает мои заметки. До скорой встречи!